В окрестностях Венеры. Ионы кислорода и углерода обнаружены в магнитосфере ближайшей к Земле планеты Солнечной системы

Об этом сообщает Sci.News.
Данные получены приборами миссии «БепиКоломбо» (BepiColombo) — совместной автоматической миссии Европейского космического агентства (EKA) и Японского агентства аэрокосмических исследований (JAXA) по исследованию Меркурия, разработанной при участии Института космических исследований РАН.
В августе 2021 года она совершила свой второй облет Венеры и предоставила результаты краткого наблюдения за индуцированной магнитосферой планеты. В никогда прежде не исследованной области магнитосферы космический аппарат миссии обнаружил холодные ионы кислорода и углерода.
В ходе формирования Венера во многом походила на Землю, в том числе и наличием значительного количества жидкой воды. Однако эволюция Венеры пошла другим путем, и сегодня между двумя планетами больше различий, чем сходства.
Венера не только стала чрезвычайно сухой, у нее, в отличие от Земли, нет собственного магнитного поля. Атмосфера Венеры, преимущественно состоящая из углекислого газа с небольшими примесями азота и другими незначительными включениями, под воздействием солнечного ветра претерпевает существенный отток ионов, и сейчас впервые ученым удалось зафиксировать этот момент.
«Тяжелые положительно заряженные ионы углерода обычно движутся медленно, а потому мы все еще пытаемся понять задействованный при этом механизм», — говорит Лина Хадид (Lina Hadid) из лаборатории физики плазмы при французском Национальном центре научных исследований (Plasma Physics Laboratory at CNRS).
И хотя Венера не генерирует внутри своего ядра собственное магнитное поле, по оценкам ученых, вокруг планеты в результате взаимодействия заряженных частиц солнечного ветра с электрически заряженными частицами в верхних слоях атмосферы планеты образуется слабая, имеющая форму кометы «индуцированная магнитосфера».
Наблюдения указывают на то, что вокруг магнитосферы есть переходный магнитослой, где солнечный ветер замедляется и нагревается. 10 августа 2021 года ­«БепиКоломбо» прошел мимо Венеры, чтобы замедлиться и скорректировать курс к конечному пункту назначения Меркурию. При этом корабль пролетел над длинным хвостом магнитослоя планеты и покинул область Венеры через носовую часть магнитных областей, ближайших к Солнцу.
За 90 минут наблюдений два прибора «БепиКоломбо» (Mass Spectrum Analyzer, MSA, и Mercury Ion Analyzer, MIA) измерили количество и массу заряженных частиц, с которыми они столкнулись, собирая информацию о химических и физических процессах, которые вызывают утечку атмосферы на фланге магнитослоя.
Эти результаты опубликованы в Nature Astronomy. А «БепиКоломбо» в настоящее время уже облетает Меркурий.