Новый алгоритм для контроля рефлекторов на спутниках. Разработка Балтийского университета

Ученые из Балтийского государственного технического университета «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова разработали инновационный алгоритм, который позволяет точно контролировать форму рефлекторов на спутниках и космических телескопах в процессе их развертывания в космосе. Эта технология значительно снижает энергозатраты и повышает точность сборки, обеспечивая более стабильную работу устройств.

Макет рефлектора

Научное сообщество встретило новый прорыв в технологии контроля рефлекторов, используемых на спутниках и в космических телескопах, с большим интересом. Разработанный учеными из Балтийского государственного технического университета «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова алгоритм позволяет изменять длину тросов, которые контролируют форму радиоотражающих сеток этих устройств. Это критически важно, поскольку рефлекторы часто доставляются в космос в сложенном состоянии и должны быть развернуты в точной геометрической конфигурации для корректной работы.

Исследователи провели серию тестов на экспериментальной модели, показав, что новый алгоритм позволяет на 13% снизить энергозатраты при развертке рефлекторов и на 10% повысить точность сборки элементов конструкции. Эти улучшения значительно повышают эффективность и надежность космических миссий, обеспечивая более точную и экономичную работу спутников и телескопов.

Руководитель проекта Федор Митин на Конгрессе молодых ученых 2022

«Мы создали алгоритм, который не только оптимизирует процесс развертывания крупногабаритных рефлекторов, но и обеспечивает их более точное и стабильное функционирование в экстремальных условиях космического пространства. Это открывает новые возможности для различных типов космических операций, включая точную радиосвязь и детальное космическое наблюдение».

— Федор Митин, руководитель проекта и кандидат технических наук.

Результаты исследования были опубликованы в известном научном журнале Acta Astronautica и получили поддержку Российского научного фонда в рамках Президентской программы. Это признание подтверждает значительный вклад ученых в развитие космической отрасли и подчеркивает важность продолжения исследований в этом направлении.