Космическая хирургия: врачи впервые управляют роботом на МКС с Земли

В выходные хирурги с Земли дистанционно управляли небольшим роботом на борту Международной космической станции, проведя первую в истории подобную операцию на орбите — правда, на резиновых лентах. Эксперимент, признанный участниками «огромным успехом», представляет собой новый шаг в развитии космической хирургии, которая может стать необходимой для лечения неотложных состояний во время многолетних пилотируемых полетов, например, на Марс. Технология также может быть использована для разработки методов хирургии с дистанционным управлением на Земле, чтобы обслуживать изолированные районы.

Робот, разработанный компанией Virtual Incision (VIC) и Университетом Небраски, называется SpaceMIRA. В конце января он отправился на Международную космическую станцию в составе полезной нагрузки, которую несет ракета SpaceX.Хранящийся в компактной коробке размером с микроволновую печь, робот был установлен в прошлый четверг астронавтом НАСА Лоралом О’Хара, который находится в космосе с сентября прошлого года. Затем в субботу состоялся эксперимент, который проводился из штаб-квартиры Virtual Incision в Линкольне, штат Небраска. Он длился около двух часов, и шесть хирургов попробовали управлять роботом, оснащенным камерой и двумя руками.

«В ходе эксперимента проверялись стандартные хирургические приемы, такие как захват, манипулирование и разрезание тканей. Симулируемая ткань состоит из резиновых лент», — говорится в заявлении Virtual Incision.

На видео, представленном компанией, видно, как одна рука, оснащенная щипцами, захватывает ленту и растягивает ее, а другая, оснащенная ножницами, делает разрез, имитируя препарирование. Основная сложность заключается во временной задержке — около 0,85 секунды — между операционным центром на Земле и МКС. Для контрольного эксперимента будет проведен тот же самый процесс с тем же самым оборудованием, но на Земле.

«Эксперимент был признан огромным успехом всеми хирургами и исследователями, и практически не было никаких заминок», — говорится в заявлении Virtual Incision, утверждающем, что он «изменит будущее хирургии».

НАСА, оказавшее проекту финансовую поддержку, заявило, что с увеличением продолжительности космических полетов «возрастает потенциальная потребность в неотложной помощи, включая хирургические процедуры, начиная от простого зашивания рваных ран и заканчивая более сложными операциями».