Луна уменьшается, вызывая оползни и лунотрясения именно там, где НАСА хочет построить свою первую лунную колонию

При планировании мест для высадки экипажей на Луну — от предстоящей миссии Artemis до возможных долговременных поселений на Луне — планировщики миссий должны учитывать массу лунных параметров. Например, форма рельефа может решить или разрушить миссию, а возможный большой объем погребенной воды может сделать одно место гораздо более манящим, чем его более сухой аналог. Но теперь геологи считают, что не стоит забывать и о лунотрясениях и лунных оползнях.

Как подчеркивают ученые, это уже не академический вопрос. Исследователи, изучающие южную полярную область Луны, которая находится рядом с местом планируемой посадки «Артемиды-3», намеченной на 2026 год, выявили линии разломов, чьи скольжения спровоцировали крупное лунотрясение около 50 лет назад.

Некоторые миссии «Аполлон» брали с собой сейсмометры. 13 марта 1973 года особенно сильное лунотрясение растревожило эти сейсмометры в направлении южного полюса Луны. Спустя десятилетия орбитальный аппарат Lunar Reconnaissance Orbiter пролетел над южным полюсом и обнаружил целую сеть линий разломов. С помощью новых моделей исследователи связали эти разломы с тем лунным землетрясением.

Это исследование еще больше дополняет нашу картину того, какими бывают лунотрясения в целом. В принципе, лунотрясения похожи на землетрясения. И те, и другие вызваны смещением разломов; в случае с Луной они вызваны складками, которые образуются на поверхности Луны по мере ее сжатия. Если вы задаетесь вопросом, с чего бы это Луне сжиматься, то, по сути, это происходит потому, что лунные недра охладились за последние несколько сотен миллионов лет. По словам ученых, это похоже на то, как изюм сжимается, что также помогает нам представить себе образование этих складок.

Кроме того, поверхность Луны гораздо менее плотно упакована, чем земная, и часто состоит из рыхлых частиц, которые могут быть выброшены вверх и разбросаны при ударах. В результате лунотрясения могут вызвать оползни даже чаще, чем землетрясения.

По мнению исследователей, по мере приближения того дня, когда человеческие ботинки снова ступят на Луну, людям, о которых идет речь, придется планировать возможность того, что грунт под ботинками окажется не таким стабильным, как они могли бы надеяться. Модель исследователей предполагает, например, что стены кратера Шеклтона, известного своими льдами, уязвимы для оползней.

«По мере приближения к дате запуска миссии Artemis с экипажем важно обеспечить максимальную безопасность наших астронавтов, оборудования и инфраструктуры», — сказал в своем заявлении Николас Шмерр, геолог и один из исследователей. «Эта работа помогает нам подготовиться к тому, что ждет нас на Луне — будь то инженерные сооружения, способные лучше противостоять лунной сейсмической активности, или защита людей от действительно опасных зон».