«Хаббл» сделал удивительный снимок спиральной галактики

Астрономы, использующие космический телескоп НАСА/ЕКА «Хаббл», сделали удивительную новую фотографию спиральной галактики с решеткой NGC 6984.

Фото: НАСА / ЕКА / Хаббл / Д.Милисавлевич

На этом изображении Хаббла показана NGC 6984 — спиральная галактика с решеткой, расположенная примерно в 164 миллионах световых лет от нас в созвездии Индеец. Цветное изображение составлено из наблюдений с широкоугольной камеры 3 Хаббла (WFC3) в ультрафиолетовой, ближней инфракрасной и оптической частях спектра. Для отбора проб различных длин волн использовались шесть фильтров. Цвет получается в результате присвоения различных оттенков каждому монохроматическому изображению, связанному с отдельным фильтром.

Иначе известная как ESO 235-20 или ЛЕДА 65798, галактика имеет диаметр около 110 000 световых лет. NGC 6984 была открыта 8 июля 1834 года английским астрономом Джоном Гершелем.

“Эта галактика уже была запечатлена в 2013 году, — комментируют астрономы, — Ее широкие спиральные рукава пронизаны тонким узором темных полос газа и пыли и усеяны яркими звездами и светящимися областями звездообразования”.

В галактике за время наблюдений были обнаружены две сверхновые: в 2012 году — SNhunt142 и SN 2013ek в 2013 году.

«Сверхновые — это невообразимо сильные взрывы поистине огромных масштабов, — напоминают исследователи. — Эти события мощные, но редкие и мимолетные — одна сверхновая может на короткое время затмить свою галактику-хозяина».

Открытие двух сверхновых практически в одно и то же время и в одном и том же месте вначале вызвало предположение, что наблюдается повторный взрыв, поскольку вспышка двух сверхновых с промежутком около года в достаточно малом регионе весьма маловероятна. В спиральной галактике, подобной нашей, сверхновые в среднем вспыхивают раз в 30-100 лет. Однако вскоре выяснилось, что это два разных объекта.

Используя оптические и ультрафиолетовые наблюдения с широкоугольной камеры 3 Хаббла (WFC3), ученые стремились лучше рассмотреть местоположение двух сверхновых, надеясь, что это позволит выяснить, действительно ли два взрыва сверхновых связаны. Новые открытия могут дать астрономам важные подсказки о жизни двойных звезд.

01.11.2021