Сверхгорячий, сверхбыстрый взрыв «Верблюд» озадачил астрономов

Ранее были обнаружены только два взрыва, подобных этому: «Корова» и «Коала».

Иллюстрация, показывающая черную дыру, всасывающую материал из своего аккреционного диска. Недавно обнаруженный взрыв Верблюда мог быть рождением черной дыры. (Фото НАСА/JPL- Caltech)

В октябре 2020 года астрономы наблюдали огромный взрыв, разорвавший галактику в нескольких миллиардах световых лет от Земли. Взрыв возник из ниоткуда, достиг максимальной яркости в течение нескольких дней, а затем быстро исчез снова в течение месяца, что указывает на то, что только что произошло экстремальное космическое событие, такое как образование черной дыры или нейтронной звезды.

Астрономы называют внезапные яркие вспышки, подобные этим, быстрым синим оптическим переходным процессам (FBOTS), названным так из-за экстремального «синего» тепла и невероятно быстрой эволюции.

Еще одно название — «Верблюд» — игра буквосочетаний технического названия объекта, ZTF20acigmel.  Аналогичный взрыв, обнаруженный в 2018 году примерно в 200 миллионах световых лет от Земли, получил название «Корова», в то время как другой FBOT 2020 года был назван «Коала» (также игра на его техническом названии).

В отличие от типичных сверхновых — взрывов, которые происходят, когда у звезд заканчивается топливо и они разрушаются сами по себе, — FBOTS, похоже, появляются и исчезают в течение нескольких недель, а не лет.

Но даже после того, как их видимый свет угасает, FBOTS продолжают оставаться источниками излучения. В статье, опубликованной 13 октября в базе данных препринтов arXiv, астрономы изучили «Верблюда» в длинах волн по всему электромагнитному спектру, чтобы получить представление о некоторых невидимых драматических событиях, разыгравшихся после первоначального взрыва.

Команда обнаружила, что первоначальный взрыв «Верблюда» также ярко светил на радиочастотах, предполагая, что взрыв пронесся по его космическому соседству чрезвычайно быстро — вероятно, на несколько десятых скорости света (более 100 миллионов миль в час или 160 миллионов км/ч), пишут исследователи. Такие яркие радиоизлучения обычно происходят от синхротронного излучения, которое возникает, когда заряженные частицы проносятся через магнитное поле со скоростью, равной доле скорости света.

Также оказалось, что взрыв светился рентгеновским излучением еще долго после того, как его видимый свет исчез. Как и в случае с «Коровой», этот поток рентгеновских лучей предполагает, что что-то мощное, например черная дыра или нейтронная звезда, приводило к интенсивному излучению «Верблюда».

Астрономы никогда не видели, чтобы эти процессы происходили в реальности (насколько им известно), поэтому трудно точно знать, как будет выглядеть результирующий поток излучения. Но ясно одно: Корова, Коала и Верблюд — это не обычные млекопитающие.

29.10.2021