Мощное извержение вулкана произошло на спутнике Юпитера Ио

06.01.2023

На спутнике Юпитера Ио было замечено мощное извержение вулкана. Обнаружил процесс выброса осенью 2022 года старший научный сотрудник Института планетарных наук Джефф Моргенталер, используя данные обсерватории Io Input/Output (IoIO). С ее помощью ведутся наблюдения вулканической активности на Ио с 2017 года. Используя коронографический метод, затемняющий свет Юпитера, телескоп обсерватории отображает слабые газы вблизи планеты.

Благодаря этому Моргенталер заметил увеличение яркости натрия в облаке или «туманности» вокруг газового гиганта, длившееся с июля по сентябрь прошлого года и закончившееся лишь в прошлом месяце.

Один из крупнейших спутников Юпитера, Ио считается самым вулканическим телом Солнечной системы с экстремальными условиями и ежегодными вспышками вулканизма, вызванными огромным гравитационным влиянием родительской планеты.

Ионизированная сера, которая окружает Юпитер в форме пончика (она называется плазменным тором Ио),   стала также ярче осенью 2022 года. Однако явление было менее выражено, чем увеличение яркости плазменного тора Ио, наблюдаемое во время предыдущих вспышек.

Ученый надеется, что миссия NASA «Юнона», находящаяся на орбите Юпитера с 2016 года (в декабре 2023 года она пролетит мимо Ио), сможет предоставить больше информации. Инструменты «Юноны» также   чувствительны к плазме вокруг Юпитера.

Фото, видео: space.com