Илона Маска обвиняют в «засорении» космоса спутниками. Ученые РФ ответили на упреки

15.02.2022

Исследователи космоса бьют тревогу: на околоземной орбите появилось так много спутников, что они начали мешать вести научную работу. В основном астрономическим наблюдениям с поверхности Земли препятствуют спутники системы глобального интернета Илона Маска.

В настоящее время на околоземные орбиты выведено около 2000 таких спутников. К 2025 г. предполагается вывести еще около 10000. Если их запустят, то общее количество работающих спутников увеличится более чем в 2 раза.

Проблема в том, что спутники Starlink затрудняют дифференциацию искусственных аппаратов и естественных объектов. Аппараты стали одними из самых ярких и быстрых объектов на ночном небе. Множество снимков, сделанных с телескопов, испорчены полосками отраженного от спутников света. Так, 19 спутников в течение 5 минут мешали работе телескопа в Чили, который предназначен для поисков следов тёмной энергии. Сложившаяся ситуация, по мнению ряда экспертов, представляет собой потенциальную опасность, и она возрастёт, если количество спутников увеличится.

Спутник Starlink представляет собой вытянутую платформу, к которой крепятся солнечные батареи с четырьмя квадратными антеннами. По мнению ряда астрофизиков, антенны необходимо затемнить. Доцент кафедры общей и прикладной физики физического факультета Челябинского государственного университета, астрофизик Ольга Еретнова прокомментировала сложившуюся в космосе ситуацию. Так, астрофизик напомнила о существовании другой угрозы, которая связана с космическим мусором.

«Каждый действующий спутник движется по своей орбите, и друг для друга они опасности не представляют. Угрозу для действующих космических аппаратов представляет космический мусор – это отработанные верхние ступени и разгонные блоки ракет-носителей, отходы и технологические элементы, сопутствующие запускам и объекты, прекратившие свою работу и не сведенные с орбит, – говорит Ольга Еретнова. – Эффективных практических мер по уничтожению космического мусора пока не разработано. Действующим спутникам приходится немного изменять свою орбиту, если возникает вероятность столкновения с космическим мусором».

А вот что касается проблем, связанных со спутниками Маска, они, возможно, носят временный характер.

«Насколько мне известно, Илон Маск уже заявил, что компания SpaceX работает с ведущими астрономическими организациями по обеспечению того, чтобы работа последних не нарушалась спутниками Starlink, – сообщила Ольга Еретнова. – Они готовы регулировать орбиты спутников, чтобы те не мешали наиболее чувствительным наблюдениям. Инженеры работают над тем, чтобы уменьшить отражательный эффект и сделать спутники менее яркими. Знаю, что новые спутники Маска оснащены специальными козырьками, которые почти в пять раз снижают их яркость для наземных наблюдателей».

К слову, спутники Маска находятся на низких орбитах высотой 500–600 км и, отработав свой срок, будут сведены с орбиты и сгорят в атмосфере, не увеличив количество космического мусора.

Пресс-служба ЧелГУ