ИИ обнаружил на картине Рафаэля деталь, принадлежащую кисти другого художника

Сенсационное заявление сделали исследователи, изучив великую работу Рафаэля «Мадонна с розой». Сейчас картина висит в Мадриде, в Музее Прадо. Итальянский художник эпохи Возрождения создал свою известную работу между 1518-м и 1520-м годами. На ней изображены держащая младенца Иисуса дева Мария, молодой Иоанн Креститель, а также в левом верхнем углу — Иосиф. В нижней части холста — лежащая на столе роза.

Профессор Хасан Угайл, директор Центра визуальных вычислений и интеллектуальных систем в Университете Брэдфорда, разработал алгоритм, который может определить манеру письма художника и с точностью до 98% способен распознать подлинные полотна Рафаэля.

«Мы использовали изображения подлинных картин Рафаэля, чтобы научить компьютер очень детально распознавать его стиль, начиная с мазков кисти, цветовой палитры, оттенков и каждого аспекта работы, — отметил Угайл. — Компьютер видит гораздо глубже, чем человеческий глаз, на микроскопическом уровне».

Специалисты давно предполагали, что в этой сцене Иосиф выглядит не совсем уместным персонажем. Возможно, его фигура была добавлена позже и он не был частью первоначальной задумки Рафаэля. Теперь же догадки знатоков подтвердил ИИ. Действительно, провозгласил алгоритм, лицо Иосифа принадлежит перу другого художника, возможно, ученика Рафаэля.

Среди «претендентов» на появление «лишней детали» к картине могут быть Джулио Романо и Джанфранческо Пенни — ученики мастерской гениального художника. Сегодня они достаточно известны сами по себе.  Отмечается, что изначально алгоритм, протестировав всю картину, не обнаружил «подделки». Однако когда ученые предложили оценить ее отдельные части, ИИ вынес вердикт: лицо (именно лицо, а не фигура) Иосифа  принадлежит не перу Рафаэля.

Результаты работы опубликованы в журнале Heritage Science.

Нет комментариев