Ученые выяснили, что в древности леса в Сибири часто горели из-за людей

Почвоведы Томского государственного университета совместно с археологами впервые исследовали специфику древних пожаров в тайге Сибири на примере Сургутского Приобья. Ученым удалось выяснить, в какие периоды происходили пики пожаров и как они были связаны с человеческим фактором. Проведенные исследования также позволили получить новые данные о растительности и климатических условиях прошлого.

– Работы проводились на древней дюне в бассейне реки Большой Юган (приток Оби, Сургутское Приобье), где наблюдается высокая плотность археологических объектов возрастом от раннего неолита через все археологические эпохи вплоть до позднего средневековья и современности, – рассказывает старший научный сотрудник лаборатории «БиоГеоКлим» ТГУ Сергей Лойко. – Исследования проводились вблизи участка проведения масштабных археологических раскопок, что позволило нам сопоставить периоды наиболее активного горения леса с периодами бытования в данных местах человека.

Главным объектом исследования почвоведов были древесные угли, захороненные в почве на разной глубине. По крупным древесным углям (размером более 0,5 см) специалисты реконструировали историю локальных пирогенных воздействий на экосистемы. Возраст собранных образцов определяли на базе нескольких научных центров: в Центре геофизического мониторинга НАН Беларуси (Беларусь, Минск), на базе центра коллективного пользования «Ускорительная масс-спектрометрия НГУ-ННЦ» Новосибирского государственного университета и в Познаньской радиоуглеродной лаборатории Университета Адама Мицкевича (Польша, Познань).

Установлено, что в начале пятого тысячелетия в почву стали попадать древесные угли при отсыпке в западины выворотней и в полости, остающиеся на месте корней. В начале третьего тысячелетия произошло двукратное увеличение частоты лесных пожаров с максимумом в середине третьего тысячелетия. В самом конце второго тысячелетия частота горения заметно уменьшилась. Многие пики пирогенных событий последних пяти тысячелетий совпадают с периодами бытования археологических культур.

– Значительная плотность археологических памятников, обнаруженных на незаболоченных участках, а также этнографические данные позволяют предполагать, что пожары, обусловленные человеческим фактором, для района исследований – это обычное явление, – говорит Сергей Лойко. – Последнее подтверждается при сопоставлении археологических материалов с данными по примерному возрасту пирогенных слоев в торфе, полученными для урочища Большое Каюково (Пунси), которое находится в 65 км от ключевого участка.

Центром урочища является грива, окруженная верховым болотом, на которой с начала неолита с перерывами проживали люди. Как отмечают почвоведы, пожары распространялись на прилегающие болота именно с гривы. По мере удаления от нее число слоев углей в торфе закономерно уменьшается.

В среднем на одном и том же месте пожары происходили от 11 до 15 раз за пять тысяч лет.

Наряду с информацией о частоте и интенсивности пожаров ученые ТГУ улучшили представление о динамике почвенно-растительного покрова прошлого, основываясь на результатах анализа опубликованных материалов о содержании пыльцы в болотах. Это, в свою очередь, позволяет судить о том, как менялись климатические условия.

Все материалы были получены при работе почвоведов на разведочных шурфах археологов из Института археологии и этнографии СО РАН, что позволило получить существенную выборку данных.

Добавим, что одним из исследовательских приоритетов ТГУ является изучение трансформации климата и окружающей среды. Исследования проводятся в рамках масштабного междисциплинарного проекта «Глобальные изменения Земли: климат, экология, качество жизни» при поддержке федеральной программы «Приоритет 2030».

Фото из архива Сергея Лойко