Неизвестная «родословная анатомически современного человека», установлена по тазобедренной кости возрастом 40 000 лет

Окаменелость бедренной кости, найденная во Франции, могла принадлежать к ранней линии современного человека Homo sapiens, мало отличающейся от современных людей, говорится в новом исследовании.

Окаменелость позволяет предположить, что группа, которую в Европе часто считали исключительно неандертальской, могла состоять из неандертальцев и современных людей, живущих вместе, отмечают ученые.

Предыдущие исследования в Европе позволили предположить, что последним этапом неандертальской культуры могла быть группа, называемая шательперронской. Артефакты из шательперронских стоянок, которые датируются периодом от 44 500 до 41 000 лет назад, распространены от северной Испании до Парижского бассейна.

Однако на протяжении многих лет шательперронский период вызывал много споров со стороны ученых, утверждавших, что его артефакты на самом деле принадлежат современному человеку. Предыдущие работы показали, что современный человек появился в Западной Европе примерно 42 000 лет назад.

В новом исследовании ученые сосредоточили свое внимание на ключевом объекте для изучения идентичности шательперронцев — пещере Грот-дю-Ренн в Арси-сюр-Кюр, расположенной в 200 км к юго-востоку от Парижа. Ранее в пещере Шательперрон ученые обнаружили несколько останков неандертальцев.

Ученые исследовали бедренную кость новорожденного — подвздошную кость, одну из трех костей, составляющих тазовый пояс. Эта кость шириной около 2,5 см была найдена в слое, возраст которого ранее датировался примерно 40 680-42 335 годами. Ранее ученые находили там и другие останки, которые, как показала экспертиза ДНК, имели неандертальское происхождение.

Палеоантропологи сравнили эту бедренную кость с аналогичными костями двух неандертальских младенцев и 32 современных человеческих новорожденных. Они обнаружили, что ископаемая кость из Грот-дю-Ренн явно отличается от костей неандертальцев. Она также несколько отличалась от костей современных людей.

«Очень удивительно, что в шательперронской пещере обнаружена окаменелость Homo sapiens», — сказал Крис Стрингер, палеоантрополог из Музея естественной истории в Лондоне.

Исследователи предположили, что эта тазобедренная кость принадлежала ранней ветви современного человека, которая несколько отличалась от современных людей.

«Мы обнаружили новую ветвь анатомически современного человека, — сказал старший автор исследования Бруно Морей, палеоантрополог из Университета Бордо (Франция) и руководитель исследований Национального центра научных исследований Франции (CNRS).

По словам Морейля, тазобедренная кость не имеет никаких признаков заболеваний, из-за которых она отличалась бы от типичных костей неандертальцев или современных людей. Можно было бы предположить, что слой грязи, в котором была найдена эта кость, мог быть нарушен в какой-то момент, что спутало его с шательперронским слоем, но предыдущие работы показали, что этот слой оставался в значительной степени нетронутым на протяжении тысячелетий, отметил он.

Самое простое объяснение того, что бедренная кость раннего современного человека окружена останками неандертальцев, — это отдельные группы современных людей и неандертальцев, живущих в одной культуре, — сказал Морей. Другой вариант — смешанная группа, в которой и современные люди, и неандертальцы жили вместе, добавил он.

«Если находка переживет дальнейшее изучение, то для меня наиболее вероятным сценарием является наглядная демонстрация того, что популяции Homo sapiens жили в непосредственной близости от неандертальцев в шательперронское время», — сказал Стрингер. «Это, в свою очередь, указывает на вероятность контактов между ними в то время».

Недавно Людовик Слимак, археолог из Тулузского университета (Франция), высказал мнение, что шательперронцы на самом деле были современными людьми.

«Если он прав, то это позволяет отнести ископаемые Homo sapiens к шательперронскому периоду, но при этом подразумевается, что неандертальские окаменелости там либо являются интрузивными, либо представляют современную неандертальскую популяцию, которая по каким-то причинам представлена там более многочисленно», — сказал Стрингер. «Независимо от правдивости спорных идей Слимака, эта новая находка подчеркивает продолжающиеся фундаментальные вопросы об истинной природе шательперронского периода».

По словам Морейля, в будущем можно будет изучить больше костей новорожденных этого времени, чтобы пролить свет на их происхождение.

Свои выводы ученые опубликовали 4 августа в журнале Scientific Reports.