Прилипает на века. Неандертальцы могли использовать в своей деятельности сложный клеящий состав на основе охры.

Об этом пишут Smithsonian Magazine; NYU News Release; Sci.News.
Следы древнего красно-желтого клея археологи из Центра исследований происхождения человека при Нью-Йоркском университете (Center for the Study of Human Origins at New York University) и их коллеги из Тюбингенского университета (University of Tübingen) в Германии обнаружили на каменных орудиях из пещеры Ле-Мустье во Франции, известного памятника палеолита, открытого в начале XX века.
Статья об этом опубликована в журнале Science Advances. «Эти орудия демонстрируют техническое решение, во многом схожее с тем, что использовали ранние люди современного анатомического облика в Африке, но также отражает неандертальскую “новацию” — производство рукояток для ручных инструментов», — сказал руководитель исследования Раду Йовита (Radu Iovita) из Нью-Йоркского исследовательского центра.
Он с коллегами считают, что найденные каменные артефакты были созданы неандертальцами в среднем палеолите в период от 120 000 до 40 000 лет назад. Они хранятся в коллекции Музея доисторического периода и ранней истории (Museum of Prehistory and Early History) в Берлине и прежде детально не исследовались.
«Каждое орудие было обернуто отдельно и оставалось неприкосновенным с 1960-х годов, а потому клеевые остатки, имеющие органическое происхождение, очень хорошо сохранились», — говорит сотрудник берлинского музея Ева Дуткевич (Ewa Dutkiewicz). Следы смеси из охры и битума обнаружены на нескольких скребках, отщепах и лезвиях.
Охра — природный пигмент, состоящий из гидрата окиси железа с примесью глины. Битум может также образовываться естественным путем в почве.
«Нас удивило, что содержание охры составило более 50%, потому что высушенный на воздухе битум можно использовать в качестве клея в неизменном виде, но он теряет свои клеящие свойства при добавлении такого большого количества охры», — сказал Патрик Шмидт (Patrick Schmidt) из Тюбингенского университета.
Ученые провели эксперименты с воссозданием клеящего состава неандертальской рецептуры и испытали его на прочность и прочие свойства.
«Одно дело, если использовать жидкий битум, который не годится для склеивания, другое дело, если добавить 55% охры, в этом случае образуется пластичная и липкая масса, которая, тем не менее, не прилипает к рукам», — сказал Шмидт.
Использование клеев из нескольких компонентов, включая различные липкие вещества, такие как древесная смола и охра, прежде было известно у ранних Homo sapiens в Африке, но не у ранних неандертальцев в Европе.