На артефакте возрастом 2 100 лет обнаружен неизвестный язык

Исследователи считают, что надпись сделана на васконском языке, на котором говорили на северо-востоке Испании до прихода римлян.

Надпись, вырезанная на 2 100-летнем амулете в форме руки из северо-восточной Испании, похоже, связана с баскским языком и может быть редким примером древнего языка, на котором говорили в Европе более 5 000 лет назад.

В новом исследовании, опубликованном во вторник (20 февраля) в журнале Antiquity, ученые обнаружили, что эта надпись является самой древней и длинной из когда-либо найденных на васконском языке — группе языков, в которую входит современный баскский. До сих пор единственные известные древние васконские тексты состояли в основном из нескольких слов, написанных на монетах из этого региона, говорят исследователи.

Археологи обнаружили амулет в 2021 году на стоянке железного века Ирулеги в испанском регионе Наварра. Первое слово надписи, выполненной латинским алфавитом, — «sorioneku» или «sorioneke» — похоже на современное баскское слово «zorioneko», означающее «удача». Из-за этого сходства исследователи считают, что значение слов одинаково и что амулет мог висеть снаружи здания как талисман удачи.

«Рука могла выполнять ритуальную функцию — либо для привлечения удачи, либо в качестве подношения местному богу или богине удачи».

— Маттин Айестаранаавтор, автор исследования , археолога из Университета Страны Басков в Бильбао.

Пока удалось расшифровать только первое слово надписи, но исследователи определили как минимум пять слов, написанных 18 символами на «ладони» руки.

Археологические находки позволяют предположить, что поселение в Ирулеги существовало с первого тысячелетия до нашей эры до первого века до нашей эры, когда оно, вероятно, было сожжено во время Серторианской войны 80-72 годов до нашей эры между враждующими фракциями римлян, которые в то время правили большей частью Иберийского полуострова, говорят исследователи. Использование латинских символов показывает, что римляне присутствовали в этом районе, когда был изготовлен амулет.