Мог быть солдатом. В Великобритании откопали скелет человека сарматского происхождения

Об этом сообщает CambridgeshireLive News.
Скелет, обнаруженный во время работ по модернизации главной английской магистральной дороги А14 в 2017 году, принадлежит мужчине, который жил в период между 126-м и 228 годами нашей эры, а родился за тысячу километров от графства Кембриджшир, где он закончил свои дни.
О происхождении этого человека поведал анализ его ДНК и изотопного состава зубной эмали, проведенный учеными Института Френсиса Крика (Francis Crick Institute), Даремского университета (Durham University) и консорциума археологических компаний Великобритании MOLA Headland Infrastructure.
Результаты исследования опубликованы в журнале Current Biology и указывают на родство обладателя скелета с уроженцами Кавказа и сарматами.
Сарматы были ираноязычными кочевыми племенами, прославившимися как искусные наездники. Обитали они в основном на южных территориях современных России и Украины.
Человек, откопанный британскими археологами, был погребен во рву без какого-либо имущества. Для выяснения генетических связей скелета ученые использовали ДНК, выделенную из кости внутреннего уха, и сравнили полученную последовательность с известными историческими образцами.
Как рассказывает ведущий автор исследования Марина Силва (Marina Silva) из лаборатории древней геномики Института Френсиса Крика, «это не то же самое, что провести ДНК-тест живого человека, двухтысячелетняя ДНК очень фрагментирована и сильно повреждена».
Тем не менее ученые смогли достаточно точно определить довольно протяженную последовательность этой древней ДНК и сравнить ее с образцами людей, живших в прошлом в разное время в разных местах.
«Первое, что мы увидели, — это генетическое отличие этого человека от других романо-британских индивидуумов, изученных до сего дня», — сказала Силва. Однако это ничего не говорило о том, где именно родился человек, и не является ли он ребенком людей, прибывших на Британские острова из другого региона земного шара.
Исследователи из Даремского университета проанализировали изотопы углерода, азота, стронция и кислорода в зубах скелета и получили таким образом сведения о том, где человек рос и как менялся его рацион в течение жизни.
По словам Джэнет Монтгомери (Janet Montgomery) из Даремского университета, изотопы показали, что путь до Британии совершил сам этот человек, а не его предки. До 5-6-летнего возраста он жил в засушливом районе на востоке континентальной Европы. Его рацион состоял из злаковых растений, преимущественно проса и сорго, которые не эндемичны для Европы.
По мере взросления человек мигрировал на запад, и эти растения из его рациона исчезли. Есть версия, что он мог быть солдатом. Она основана на том, что в 175 году нашей эры император Марк Аврелий отправил в Британию сарматский кавалерийский полк.