Костяные бусы возрастом 13 000 лет — самые древние на территории Америки

Археологи из Вайоминга обнаружили самую древнюю из известных бусин в Западном полушарии: костяное украшение возрастом около 13 000 лет, изготовленное доисторическими людьми племени Кловис.

Трубчатая полированная бусина длиной 0,3 дюйма (7 миллиметров) имеет несколько желобков и была изготовлена из кости зайца, утверждают исследователи. Легкий красный цвет бусины может быть обусловлен окружающей красноватой почвой, богатой оксидом железа, отметили они.

Исследователи нашли бусину рядом с остатками доисторического очага и другими артефактами народа Кловис. Кловис не были первыми людьми на американском континенте; они прибыли в Северную Америку до 13 000 лет назад по Берингову мосту — ныне затопленному пути через Берингов пролив, существовавшему во время последнего ледникового периода. Свидетельством существования кловисов являются их культовые наконечники копий, но кловисы исчезли около 12 750 лет назад, как раз в то время, когда начался холодный период Younger Dryas и вымерли некоторые крупные животные этого региона.

«Когда мы стереотипно представляем себе жизнь первых американцев, мы склонны думать о них как об охотниках на крупных млекопитающих, особенно на мамонтов», — сказал автор исследования Тодд Суровелл, археолог из Университета Вайоминга. «Здесь мы получаем крошечное представление о другой стороне жизни — одежде и украшениях».

Крошечная бусина была обнаружена в 2016 году на стоянке мамонтов Ла Прель в округе Конверс. Согласно исследованию, археологи также обнаружили на этой стоянке более 40 000 каменных орудий эпохи Кловис, а также частичные останки молодого колумбийского мамонта (Mammuthus columbi), обгоревшие останки бизона ледникового периода (Bison antiquus), костяные иглы и остатки нескольких костровых ям.

Чтобы определить тип кости, которую кловисцы использовали для изготовления бус, исследователи взяли образец коллагена для зооархеологического масс-спектрометрического анализа (ZooMS), который дает информацию о химическом составе коллагена. Результаты показали, что кость принадлежала зайцу из рода Lepus, но определить вид не удалось. Однако есть несколько кандидатов. В то время на территории современного Вайоминга обитали чернохвостые джекрабиты (L. californicus), белохвостые джекрабиты (L. townsendii), зайцы-беляки (L. americanus) и зайцы-арктики (L. arcticus). Более того, команда нашла кости зайца-беляка в близлежащем кострище.

Эта находка — первое четкое доказательство того, что люди эпохи Кловис использовали зайцев, пишут исследователи в исследовании, которое было опубликовано 5 февраля в журнале Scientific Reports.

«Эта бусина показывает, что люди Кловис украшали себя или свою одежду личными украшениями, чтобы продемонстрировать аспекты культурной идентичности», — сказал Суровелл.

Чтобы подкрепить идею о том, что бусина была сделана человеком, а не стала побочным продуктом действий или пищеварения дикого животного, команда отметила, что бусина — единственный полированный костяной обломок из тысяч, найденных на месте раскопок, она была сделана из кости с низкой питательной ценностью, которую обычно пропускают хищники, и была найдена в 3 футах (1 метре) от других артефактов Кловис. Более того, свидетельства существования доисторических хищников на этом месте встречаются нечасто, говорят исследователи.

Хотя исследователи не смогли напрямую датировать бусину, сама стоянка была радиоуглеродно датирована 12 940 годами ранее, сказал Суровелл. Похожие трубчатые бусины, изготовленные в том же стиле из заячьих костей, были ранее найдены в Сибири и датируются 28 000 лет назад. Возможно, первые американцы принесли эту практику изготовления бус с собой из Сибири, но находка одной бусины не позволяет делать выводы, говорят исследователи. Не исключено, что изготовление бус из заячьих костей развивалось независимо в обоих местах, добавляют они.

Хотя неизвестно, как кловис использовали бусины, возможно, такие украшения служили маркерами идентичности или принадлежности к группе. Более ранние исследования доисторических бус позволили предположить, что использование бус возникло, когда плотность населения увеличилась и встречи с незнакомыми людьми стали обычным делом. Однако, по словам авторов исследования, похоже, что кловис использовали бусы, когда плотность населения была низкой.

Эдвард Джоли, археолог из Университета Аризоны, который не принимал участия в исследовании, назвал исследование «хорошо выполненным и строго сфокусированным».

Джоли сообщил, что «фактические или потенциальные свидетельства декоративной и символической материальной культуры эпохи Кловис чрезвычайно редки, поэтому любые новые открытия, подобные этому, значительно расширяют то, что известно на данный момент, и вызывают множество новых вопросов и последствий, которые стоит рассмотреть».