Бездомный домовый. Воробьям все сложнее жить в современных городах

На днях в мире отмечался День птиц. Пернатым 2022 года объявлен домовый воробей — одна из самых известных птиц, обитающих в непосредственной близости от человека. Жизнь у этого семейства воробьиных в наше время, прямо скажем, непростая.

«В последние годы специалисты отмечают резкое сокращение численности домового воробья, охватывающее практически весь его ареал (от Северной Америки до Индии) и затронувшее почти все популяции, — говорит орнитолог из Института географии РАН Петр Глазов. — Выдвигается несколько причин, среди которых — сокращение численности насекомых, рост количества паразитов в крови птиц, увеличение пресса на этот вид со стороны хищников и сокращение мест для гнездования».

Домовый воробей живет рядом с человеком, отсюда и его название. Он устраивает гнезда непосредственно в постройках человека или поблизости от них. Причем птицы предпочитают гнездиться в малоэтажных застройках, домах под крышей, различных нишах конструкций и т. п. Современная многоэтажная застройка практически лишена таких удобных для домового воробья мест, и поиск новых становится для него непростым делом.

Некоторые ученые считают, что домовый воробей как один из самых ближайших пернатых соседей человека может выступать в роли «биологического индикатора» и по состоянию его популяции можно судить об изменениях в окружающей среде. К началу XXI века общеевропейская популяция домового воробья значительно сократилась, а в ряде стран этот вид оказался на грани исчезновения. Так, с середины 1980-х годов популяция воробьев в Чехии уменьшилась на 75%, в Великобритании — на 68%, причем в крупных городах Британии они практически исчезли.

«В Москве к началу нынешнего столетия по сравнению с 1970-ми годами численность воробьев в районах пятиэтажек снизилась в четыре раза, — говорит Петр Глазов. — То же самое наблюдается и во многих крупных европейских городах».

Немаловажным фактором, повлиявшим на сокращение численности воробьев в городах, стало кардинальное изменение схем озеленения. Как отмечает ученый, упор делается на разбивке газонов и цветников. Но частый покос газонов в декоративных целях уничтожает среду обитания насекомых — основной пищи, которой воробьи кормят своих птенцов.

«При этом каждый год происходит сокращение зеленых насаждений города, в первую очередь кустов, а также и деревьев, — отмечает Петр Глазов. — Кусты, особенно густые и малоокультуренные, играют важную роль, служа убежищем для мелких птиц от хищников, особенно в зимний период. Современные программы «реабилитации» парков Москвы только усугубят ситуацию».

Мария КЛАДОВЩИКОВА