Ученые определили связь между питанием и успеваемостью школьников

Нарушения режима питания и сна снижают успеваемость детей в школе, ведут к росту депрессивных настроений, пищевой зависимости и ожирению, выяснили ученые Уральского федерального университета и Института физиологии Коми НЦ УрО РАН. Они изучили циклы суточной активности, зависящие от смены времени суток (циркадные ритмы) более 12 тысяч учащихся 6–11-х классов средних общеобразовательных школ и проанализировали связи между циркадными ритмами, питанием и успеваемостью школьников. Исследование выполнено при финансовой поддержке по программе «Приоритет-2030». Результаты и описание работы опубликованы в журнале Nutrients.

«10 % обследованных школьников имели избыточную массу тела, тогда как 6,4 % имели недостаточную. Еще у 2,2 % детей и подростков наблюдались признаки висцерального ожирения, у 20,2 % школьников — умеренная и выраженная депрессия, у 5,3 % — пищевая зависимость», — рассказала доцент кафедры клинической психологии и психофизиологии УрФУ Ольга Дорогина.

Она отметила, что у подростков помимо роста и развития организма существенно увеличивается учебная нагрузка, поэтому если ребенок недосыпает или неправильно питается, это может привести к ухудшению его эмоционального состояния и снижению успеваемости.

Результаты исследования показали, что подростки с низкими оценками и депрессией чаще страдают от пищевой зависимости. Такие дети из-за внутренних переживаний не соблюдают режим питания, так называемую хрононутрицию: они пропускают завтраки и поздно ужинают.

По словам ученых, существует высокая вероятность перехода ожирения в хронический характер, так как изменение привычек происходит в период созревания функций нервных регуляторных центров. При этом детское ожирение — серьезная медицинская и общественная проблема: по данным ВОЗ, за последние 40 лет в мире стало в 10 раз больше подростков, страдающих от лишнего веса.

Сейчас в научном сообществе идет обсуждение возможности ограничения еды как средства профилактики ожирения, однако данные ученых свидетельствуют, что голодание или сокращение окна приема пищи вызывает негативные последствия для психоэмоционального состояния и когнитивных функций у детей.

Ранее ученые УрФУ выявили еще один фактор, ведущий к риску развития ожирения — учеба во вторую смену.

«Смещение фазы сна на более позднее время влечет за собой негативное изменение в диете: изменение времени главного приема пищи. Если ребенок поздно лег спать — утром ему не захочется завтракать; поэтому, когда до обеда возникнет голод, то ребенок с высокой вероятностью съест что-то быстрое, но вредное — калорийный продукт с ярким вкусом, то есть высоким содержанием жиров и сахаров», — поясняет Ольга Дорогина.

Исследователи сформировали комбинированный тест «Школьное питание», состоящий из разделов: личные данные, график учебы, режим питания и школьная диета. Уровень депрессии оценивали Шкалой Цунга, пищевую зависимость — Йельской шкалой, индекс массы тела определяли с помощью метода самооценки.

После анализа полученных данных специалисты рекомендовали реорганизовать образовательный процесс, учитывая особенности хрононутриции разных возрастов, а в идеале полностью отказаться от занятий во вторую смену.

В дальнейших работах ученые проверят теории о влиянии на детский режим питания других факторов, таких как широта проживания, время года, социальный статус, уровень физической активности и пр.

Уральский федеральный университет

Image by Freepik

Нет комментариев