По системе Лавёрова. На чтениях памяти выдающегося ученого обсуждали стратегию борьбы с природными катаклизмами

Ломоносов наших дней, безусловный авторитет в науке и государственном управлении, многогранный талант, человек замечательной души — так характеризовали выдающегося советского и российского ученого, организатора науки академика Николая Павловича Лавёрова участники чтений, посвященных его памяти, проходивших в здании Президиума Российской академии наук.
Мероприятие по традиции проводили в формате научной конференции. В этот раз она была посвящена одному из направлений, необходимость интенсивного развития научной базы которого академик Лавёров активно продвигал на государственном уровне, — защите от опасных природных явлений и смягчению последствий таких катастроф. В «Лавёровских чтениях-2024» приняли участие представители ведущих профильных институтов и вузов.
Во вступительном слове академик-секретарь Отделения наук о Земле РАН Николай Бортников напомнил об основных сферах деятельности Н.Лавёрова.
Как исследователь он уже в начале своего творческого пути внес огромный вклад в создание учения о рудных месторождениях, в частности, в развитие урановой геологии.
В послевоенное время необходимо было в короткие сроки сформировать рабочую теорию образования месторождений урановых руд, чтобы понять, как ускорить их поиск. Николай Павлович оказался одним из тех, кто установил и обосновал связь урановых залежей с палеовулканическими поясами. Это открытие сыграло важную роль в создании минерально-сырьевой базы атомной промышленности.
Следующим важным достижением Николая Лавёрова стала разработка исторической металлогении урановых месторождений — установление связи каждого типа залегания руд с определенными геологическими эпохами.
Академик Лавёров был одним из немногих выдающихся людей, которым удалось совместить в себе талант ученого и крупного государственного деятеля. Работая в Министерстве геологии СССР, он курировал геологические институты страны, которые под его началом получили мощный импульс к развитию.
С 1991-го по 2013 годы он был вице-президентом Российской академии наук. Не оставлял этот пост и в тот период, когда работал в должности председателя Госкомитета по науке и технике, а потом заместителя премьер-министра страны.
Диапазон научных интересов Николая Лавёрова был чрезвычайно широк. Он занимал пост председателя постоянной межведомственной Комиссии по изучению Арктики, возглавлял Комитет при Правительстве РФ по геологическому обеспечению безопасного захоронения радиоактивных отходов, председательствовал в двух комиссиях РАН — по научному флоту и исследованиям Земли из космоса. Представлял Россию в Наблюдательном совете Международного Люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы.
По инициативе Николая Лавёрова разработаны и реализованы два десятка крупных федеральных программ, в том числе ФП «Природные катастрофы». Все участвовавшие в чтениях докладчики, освещавшие проблемы, связанные с возникновением и развитием таких опасных явлений, как вулканы, землетрясения, наводнения, критическое загрязнение атмосферы и гидросферы, отмечали, что действующие сегодня механизмы защиты от природных бедствий во многом базируются на тех принципах, которые заложил Николай Лавёров.
Академик Владимир Котляков, долгие годы работавший рука об руку с Николаем Павловичем, рассказал о его роли в организации пионерских исследований по российской Арктике.
Докладчик отдал должное таланту ученого, который еще на заре исследования Арктического региона предвидел будущий большой интерес к нему всего мира и понимал, что изучение и освоение Арктики — залог успешного развития России. Оценив масштаб и глубину проблем Крайнего Севера, Николай Лавёров на всех уровнях отстаивал необходимость развертывания в Заполярье серьезных исследований в различных сферах, поддерживал научные школы в области геофизики, геологии, географии, гидрометеорологии, сейсмологии, океанология, биологии, экологии, полярной медицины.
Благодаря непререкаемому авторитету ученого в Архангельской области были созданы Северный (Арктический) федеральный университет, межрегиональный Ломоносовский фонд, геобиосферный научный стационар «Ротковец» и Федеральный исследовательский центр комплексного изучения Арктики, ныне носящий имя академика Лавёрова.
Научный руководитель Научно-исследовательского института аэрокосмического мониторинга «Аэрокосмос» академик Валерий Бондур в своем докладе обосновал необходимость ускоренного внедрения в практику прогнозирования природных катастроф новейших методов исследования и технологий.
Валерий Бондур сообщил, что, по данным МЧС, в 2022 году произошли 242 серьезные чрезвычайные ситуации, 164 из них — техногенного характера, остальные — стихийные бедствия. В этих катаклизмах пострадали около 240 тысяч человек, нанесен огромный материальный ущерб народному хозяйству и вред окружающей среде. Основные причины катастроф в стране — это пожары и наводнения.
Валерий Бондур обратил внимание коллег, что сегодня в России на прогнозирование чрезвычайных ситуаций тратится всего 10% от расходов на ликвидацию их последствий. Такую тенденцию необходимо менять. Ученый призвал расширить масштабы дистанционного мониторинга окружающей среды из космоса. Он отметил, что аэрокосмические методы в нашей стране с ее огромными и порой труднодоступными территориями имеют огромные преимущества перед другими системами контроля. Они обеспечивают большую обзорность, оперативность получения данных, регистрацию широкого спектра параметров, высокую достоверность результатов.


По мнению академика Бондура, группировка спутниковых систем, оснащенных современной аппаратурой дистанционного зондирования, должна быть кардинально увеличена. Для этого требуются не такие уж большие средства.
Развитию новых методов мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и оценки их последствий могло бы посодействовать принятие специальной федеральной целевой программы. Подобную ФЦП в свое время инициировал Николай Лавёров, и при его участии она была успешно реализована.
Научный руководитель Геофизического центра РАН академик Алексей Гвишиани подробно остановился на проблемах, связанных с прогнозированием землетрясений и вулканической активности. Он напомнил, что Николай Лавёров уделял большое внимание предупреждению природных катастроф, в частности, курировал исследования по сейсмическому районированию.
В 1988-1989 годах он возглавлял научную группу правительственной Комиссии СССР по устранению последствий Спитакского землетрясения в Армении. Под руководством академика Лавёрова была создана система сейсмических наблюдений в РФ, эффективно действующая по сей день.
Алексей Гвишиани подчеркнул, что сейсмическое районирование — картирование ожидаемых катаклизмов, основанное на выявлении зон возможных очагов землетрясений и определении ожидаемого эффекта, создаваемого ими на земной поверхности, наряду со сейсмостойким строительством является наиболее важным инструментом смягчения негативных последствий опасных природных проявлений.
В докладе была показана перспективность применения теории нечетких множеств для решения динамических задач распознавания в проблеме сейсмического районирования. Академик Гвишиани обосновал необходимость использования систем, позволяющих вести обработку и анализ больших объемов данных, для оценки и прогноза устойчивости структурно-тектонических блоков земной коры.
Развитие этого направления, как и решение многих других задач в области наук о Земле, настоятельно требует создания в РАН собственного дата-центра, уверен академик. Еще один предложенный им вариант — аренда центра обработки данных, что может быть дешевле, чем содержать свой.
Член-корреспондент РАН, научный руководитель Института водных проблем РАН, председатель Общественного совета при Федеральном агентстве водных ресурсов Виктор Данилов-Данильян в своем докладе обратил внимание на опасность проектов строительства Селемджинской и Нижне-Зейской ГЭС.
Компания ПАО «РусГидро» недавно приняла решение о возведении этих гидростанций, что, по мнению ученого, является серьезной ошибкой, особенно с учетом масштаба гидрообъектов. Подобные многофункциональные проекты требуют тщательного научного сопровождения и широкого общественного обсуждения. В данном случае такая работа не была проведена.
Доминирующим риском ученые считают угрозу экологии. Природные комплексы Дальнего Востока очень уязвимы, и это должно учитываться при строительстве больших плотин.
Реки Селемджа и Зейя являются единственным местом в нашей стране, где до сих происходят сезонные массовые переправы сибирских косуль на места отела и пастбищ. Для охраны этих животных был создан заказник, а теперь заповедник «Норский». Селемджинское водохранилище полностью затопит массовые переходы животных. Исчезновение косули, кормовой базы для амурского тигра и других хищников, сведет на нет давно проводимую работу по восстановлению их популяции.
В бассейне Амура долины крупных рек представляют собой систему экологических коридоров, по которым идет межрегиональный обмен видами животных и растений. Создание двух упомянутых крупных гидроузлов грозит деградацией пойменных экосистем, снижением промывания пойменных озер, уменьшением их продуктивности. Вследствие этого сократятся редкие виды журавлей и аистов.
У исследователей очень много вопросов к проекту. По их мнению, утверждение ПАО «РусГидро», что водохранилища новых ГЭС позволят устранить часто возникающие в этом регионе паводки, не соответствует действительности.
Наводнения являются природной особенностью Приамурья в периоды максимальной водности, и их невозможно полностью устранить, уверены ученые. Значительно эффективнее было бы вплотную заняться смягчением негативных социальных последствий этих природных явлений: переселить людей из наиболее опасных при наводнениях мест, запретить капитальное строительство в местах регулярного затопления, огородить дамбами некоторые объекты инфраструктуры, повысить оперативность и точность прогнозов наполняемости водохранилищ.
Эксперты предложили альтернативные варианты размещения гидроэлектростанций и направили в адрес правительства России заключение об угрозах экологической безопасности в случае строительства этих объектов.
Не только пожары, землетрясения, наводнения, извержения вулканов создают угрозу для жизни и здоровья людей. Серьезные угрозы человечеству несет и ухудшающаяся экология больших городов. Фактором риска становится, например, простая дорожная пыль. По данным ООН, численность городских жителей за последние 70 лет увеличилась в 20 раз, а его доля в общей структуре населения мира изменилась с 3% до 13%.
Президент географического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова Николай Касимов поделился с участниками слушаний сведениями о состоянии воздушной среды московского мегаполиса. Он привел данные сравнительного анализа состава микрочастиц четырех фракций дорожной пыли, содержащей потенциально токсичные химические элементы.
Давно известно, что дорожная пыль фигурирует среди основных поставщиков твердых частиц в городской атмосфере и нередко создает угрозу для здоровья людей. Однако различия во вкладах источников загрязнения в дорожную пыль в разных частях одного города оставались почти не изучены.
Географы МГУ провели сравнительный анализ 22 химических элементов (кадмий, свинец, мышьяк, сурьма, цинк, хром) в частицах дорожной пыли в двух районах Москвы с территориями разного хозяйственного назначения — на западе с его крупными транспортными узлами и на более промышленном востоке.
Подтверждена гипотеза о том, что интенсивность накопления потенциально токсичных элементов возрастает при уменьшении размера частиц. С помощью статистических методов для столицы впервые удалось определить основные источники потенциально токсичных элементов в пыли разной крупности на дорогах и во дворах жилых домов.
Главными загрязнителями являются промышленные объекты, включая предприятия по переработке и сжиганию мусора, выхлопные и другие выбросы транспорта, частицы придорожных почв, частицы горных пород и строительных материалов.
Еще один не менее существенный источник загрязнения столичной атмосферы — пыль железных дорог, которая отличается наличием в составе металлической стружки, появляющейся в результате истирания рельсов. Опаснейшим компонентом железнодорожной пыли является молибден, который оказывает токсический эффект на живые организмы и растения.
Ученые показали, что наиболее потенциально опасные места в городе — крупные автотрассы, особенно МКАД, и дворы-колодцы, а также территории рядом с автостоянками. Проведенные исследования показали необходимость включения дорожной пыли и ее гранулометрических фракций в систему эколого-геохимического мониторинга городской среды. Полученные результаты могут быть уже сегодня использованы для улучшения системы уборки дорог коммунальными службами.

Надежда ВОЛЧКОВА
Фотоснимки предоставлены пресс-службой РАН

Нет комментариев