Надежнее, дальше, быстрее. Томичи улучшают качество и скорость связи

Группа молодых ученых Института прикладной математики и компьютерных наук Томского госуниверситета под руководством профессора Светланы Моисеевой совершенствует процессы передачи информации по беспроводным каналам связи.
Результатом исследований коллектива станет комплекс математических моделей, который улучшит качество и скорость связи в телекоммуникационных системах. Разработкой смогут пользоваться крупные российские и мировые коммуникационные компании, которым требуется эффективно передавать многомодальную информацию. Проект ученых ИПМКН ТГУ поддержан грантом Российского научного фонда.
— Мы создаем универсальные формулы, которые можно легко модифицировать под потребности конкретной фирмы, — говорит руководитель проекта, завкафед­рой теории вероятностей и математической статистики ИПМКН ТГУ Светлана Моисеева.
— Это основная практическая ценность проекта. Информация, которая идет по каналам массовой связи, различается по параметрам, в ней могут содержаться сразу изображение, текст, звук, видео, служебные файлы.
Для каждого типа сведений есть свои законы распределения. Но обрабатываться и передаваться с одного устройства на другое информация должна одинаково быстро, без сбоев и потерь данных. Поэтому телекоммуникационные компании постоянно решают задачу, как распределить каналы связи, чтобы многомодальная информация, которая становится все более сложной и объемной, нигде не задерживалась и не искажалась.
Задача касается не только сферы связи, но и телемедицины, робототехники, систем обработки биометрических данных, мониторинга климата, здоровья, банковских операций.
— Исследовательских и научных работ по математическому моделированию процессов передачи данных очень мало, — отметила Светлана Моисеева. — Актуальность этой темы возникла недавно, поэтому математики не успели еще откликнуться на спрос. Наша кафедра — одна из немногих в России, где успешно занимаются теорией массового обслуживания.