На пути к суверенитету. Векторы развития страны закладывают университеты

Как российские вузы представляют себе свои задачи в свете недавних поручений президента, в условиях перемен в высшем образовании? Об этом шла речь в Ректорском клубе — традиционной сессии Московского международного салона образования (ММСО), состоявшегося недавно в столице.
Модератор, научный руководитель Экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика» Евгений Сженов, открывая дискуссию, подчеркнул, что трансформация высшей школы, поддержка молодежи входят в число центральных приоритетов государственной политики.
«Из университета сегодня выходит очень много линий развития страны, и уже не только два профильных вице-премьера Дмитрий Чернышенко и Татьяна Голикова занимаются вузовской повесткой, — заметил он. — Теперь практически все правительство так или иначе взаимодействует с университетами».
Сквозная тема ММСО в этом году — кадры, дефицит специалистов новой формации, подготовка их в огромном количестве, взаимодействие образовательных организаций с бизнесом.
Владимир Шевченко, ректор НИЯУ МИФИ, заметил, что стратегические документы у нас зачастую рассматриваются как оторванные от реальной жизни, что нашло отражение даже в народной мудрости («загад не бывает богат»). Сейчас такое отношение просто недопустимо. Необходимо ставить осмысленные цели и выстраивать пути к ним.
— Если говорить про наш университет, то к 2030 году мы рассчитываем войти в ТОП-5 мирового рейтинга в ядерном образовании (сейчас НИЯУ МИФИ — на шестом месте) и контролировать 20% образовательного рынка в этой сфере, сегодня это 10%, — рассказал ректор.
— Те задачи, которые нужно решить для достижения этих целей в образовательной, научной, молодежной политике вуза, мы решаем во взаимодействии с нашими ключевыми внешними партнерами — это государство и госкорпорация «Росатом».
На картину разных источников финансирования надо наложить матрицу сквозных и критических технологий и вместе с партнерами сформулировать для себя, за какие части национального технологического суверенитета мы берем на себя ответственность, в какие встраиваемся на вторых ролях. Это большая работа. Но я убежден, она принесет нам добрые плоды.
Ректор университета МИСИС Алевтина Черникова подчеркнула, что в основе стратегии развития ее вуза лежит человекоцентричная модель. Очень важно, отметила она, чтобы люди почувствовали, что в университете создается среда, помогающая развитию способностей и талантов студентов, профессиональной реализации ученых, сотрудников.
«Такая политика дала нам возможность сконцентрироваться на основных направлениях и собрать в вузе лучших их представителей, которые, в свою очередь, стали центрами притяжения талантов», — сказала она и подтвердила сказанное цифрами.
В 2012 году средний балл абитуриентов, поступивших на первый курс, был 67,3, сейчас он около 90, а на некоторых направлениях доходит до 95-98. В результате открытых международных конкурсов в МИСИС пришли выдающиеся в своей отрасли исследователи, вокруг которых вскоре выросли научные команды.
В рамках программы «Приоритет-2030» были сформированы пять стратегических проектов.
Первый связан с созданием квантового Интернета.
Второй — с получением материалов с заданными свойствами и одновременно с сокращением до пяти лет времени от идеи до реализации. «И у наших ученых получается», — заметила Алевтина Черникова. В мире в среднем на это уходит 20 лет. Третий проект реализуется в новом для вуза
направлении — биоинженерии. Только за последний год в МИСИС начали работать восемь докторов медицинских и биологических наук. Тканевый пистолет — разработка ученых МИСИС — в зоне СВО помогает
выжить людям, получившим травмы и ожоги. Сегодня ученые работают над роботом, который умеет печатать биологические ткани на живом организме.
Еще два проекта касаются цифрового бизнеса и экологической повестки. «Вместе с нашими бизнес-партнерами разрабатываем технологии устойчивого развития, которые не только облегчат жизнь предприятиям, но и снизят экологическую нагрузку на планету, — пояснила ректор.
— Наши стратегические проекты нацелены на укрепление конкурентоспособности университета и решение задач, которые ставит перед нами государство». В целом же, считает она, все изменения, все стратегии должны способствовать созданию той комфортной атмосферы, в которой могут быть решены даже сложные задачи.
Ректор Нижегородского государственного университета Олег Трофимов заметил, что его вуз немного изменил стратегию развития: «Уходим в химию, микроэлектронику, IT, — сообщил он.
— Совсем недавно мы стали победителями второй волны конкурса по искусственному интеллекту, в университете появился центр, который продолжит развивать информационные технологии в здравоохранении».
Учитывая, что Нижний Новгород не только научная, но и молодежная, культурная столица Поволжья, университет определил для себя еще одно ключевое направление — креативная индустрия — и помогает городу в реализации проектов в этой области. Кроме того, отметил Олег Трофимов, университет в регионе инициировал региональный проект, связанный с подготовкой школьных учителей физики. В последние годы школьники, увы, редко выбирают этот предмет для сдачи ЕГЭ, что становится уже настоящей проблемой для университетов.
К роли вузов в создании технологического суверенитета обратился и ректор Московского политеха Владимир Миклушевский. Он видит ее в появлении в высших учебных заведениях «вполне взрослых» конструкторских бюро, которые могли бы разрабатывать готовые продукты.
— Большая наука, которая делается в вузе, безусловно, приносит пользу стране, но, к сожалению, часто результат не доходит до конкретного потребителя, — пояснил ректор.
— Задача, которую я как руководитель вуза себе ставлю, — до 2030 года создать пять научно-педагогических школ, которые были бы ориентированы на «взрослую» работу с промышленностью в части разработок.
Что я имею в виду под словом «взрослый»? Сегодня очень часто индустрия относится к тому, что делают университеты, с известной степенью недоверия, как к полупродукту, который не имеет самостоятельной ценности. Нам нужно преодолеть это недоверие, и сделать это можно только одним способом — показав конкретный результат.
Ректор Мордовского государственного университета им. Н.П.Огарева привел два примера эффективной совместной работы вуза и региональной власти. По прямому поручению президента страны, во взаимодействии с главой республики и заказчиком — фармацевтической компанией, на основе имеющегося задела вуз создает Центр биотехнологии и медицины.
Вторая задача, которая также решается вузом вместе с регионом, — разработка кадровой стратегии развития Республики Мордовия. Акцент в ней в первую очередь делается на повышении производительности труда через подготовку кадров, которые могли бы «не числом, а уменьем» решать стоящие перед предприятиями задачи.
После серьезного разговора о стратегиях развития университетов участникам сессии предложили отдохнуть — посмотреть первые серии нового сериала «Ректор», который полностью должен выйти на одной из стриминговых платформ в конце апреля. В легкомысленной, на первый взгляд, комедии оказались затронуты вполне серьезные проблемы высшей школы. Кажется, ректорам понравилось.

Наталия БУЛГАКОВА
Фото предоставлено пресс-службой НИТУ МИСИС

Нет комментариев