Крокодил с именем сибирской реки. Ученые выяснили, как за миллионы лет менялась территория Отечества

После исследования осадочных пород илекской свиты, сформировавшихся на территории Западной Сибири более 120 миллионов лет назад, палеонтологам Томского государственного университета удалось заглянуть в далекое прошлое.
Проанализировав большой массив данных, они установили, что илекская свита неоднородна по времени своего накопления, и выдвинули гипотезу о том, что отложения в ее восточной части более древние, чем в западной.
По мнению ученых, значительную роль в формировании нижнемеловых пород современной Кемеровской области и юга Красноярского края сыграла древняя река, что, беря свое начало в горах, обрамляющих Западно-Сибирскую равнину, впадала в Западно-Сибирское море.
— Изучение нижнемеловых пород в Сибири ведется около ста лет, но не было публикаций, обобщающих полученные научные данные. Мы их представили в статье, вышедшей в журнале Geological Society (Q1), — рассказал один из авторов, доцент геолого-географического факультета ТГУ Степан Иванцов.
— Сведенная информация показала, что изначально у реки в илекской свите было ветвящееся русло, типичное для сухих ландшафтов с малым количеством растительности. Со временем территория становилась более пологой, русло еще более извивалось, мигрировало, предположительно, от Красноярска до Новокузнецка.
— Сто с лишним миллионов лет назад на юго-востоке Западной Сибири существовала полупустынная равнина с непродолжительным сезоном дождей, поэтому древняя река являлась настоящим источником жизни, — дополнил рассказ коллеги доцент кафедры палеонтологии и исторической геологии ТГУ Алексей Файнгерц.
— Вдоль реки образовались оазисы с богатой фауной. Например, в Шестаково обнаружены останки более 30 видов древних животных. Многие из них были изучены и описаны сибиряками впервые в мире.
Например, динозавры: пситтакозавр сибирский и зауропод сибиротитан, найденные палеонтологами ТГУ. Плюс на месте бывшего оазиса найдены останки птиц, черепах, древних крокодилов, в том числе два сухопутных вида, которым ученые дали названия киязух (в честь реки Кия) и тагарозух.
Сегодня в исследовании илекской свиты и реконструкции условий прошлого Западной Сибири может произойти настоящий прорыв, так как в 2023 году палеонтологи ТГУ совместно с сотрудниками Кузбасского государственного краеведческого музея приняли участие в изучении материала, полученного при бурении в Шестаково 200-метровой скважины.
Керн будет изучаться. Возможно, из него даже удастся выделить споры и пыльцу, которые расскажут о прошлых ландшафтах.

Елена ФРИЦ