Исправить перспективу. Профсоюз работников РАН требует выполнить указания главы государства по финансированию науки

Празднование 300-летия Академии наук, в ходе которого с высоких трибун в адрес ученых прозвучали добрые слова и обещания, породило в научном сообществе оптимистические ожидания.

В Профсоюзе работников Российской академии наук обратили особое внимание на ту часть выступления Президента РФ Владимира Путина на недавнем президентском Совете по науке и образованию, в которой он признал факт снижения в реальном выражении расходов на науку и призвал правительство исправить ситуацию.

Как не раз писал «Поиск», на протяжении последних лет проф­союз ставил вопрос о том, что в новых условиях необходимо постоянно наращивать внутренние затраты на исследования в процентах от валового внутреннего продукта, а не закладывать в бюджетные планы их уменьшение.

На днях представители профсоюза провели пресс-конференцию «Безрадостные финансовые перспективы российской науки в год 300-летия РАН», в ходе которой постарались объяснить, почему пожелание главы государства правительству непременно должно быть услышано и выполнено.

Ситуацию охарактеризовала председатель профсоюза, заместитель директора по научной работе Института радиотехники и электроники им. В.А.Котельникова РАН Галина Чучева.

— Базовые бюджеты большинства наших институтов расходуются в основном на скромные зарплаты основного персонала, коммунальные услуги и, если остаются деньги, на хозяйственные нужды, — отметила она. — Что касается закупки расходных материалов и оборудования, содержания инфраструктуры, это уже у кого как получится с грантами и договорами. В таких условиях чрезвычайно трудно привлекать и удерживать молодежь, вести прорывные исследования, не выпадать из мирового научного потока.

Заместитель председателя профсоюза научный сотрудник Физического института им. П.Н.Лебедева Евгений Онищенко сообщил, что в последние десятилетия внутренние затраты на исследования и разработки в России составляли около 1% ВВП, а с 2020-го начали падать, опустившись до уровня 1990-х годов. В развитых странах этот показатель в 2-4 раза больше.

Не лучше обстоят дела и с финансированием фундаментальных исследований, ответственность за развитие которых лежит на государстве. В 2024 году на фундаментальную науку из бюджета планируется выделить менее 0,15% ВВП — самый низкий показатель за годы новой российской истории.

В большинстве развитых стран цифры в разы больше — 0,4-0,6%, причем такой уровень финансирования типичен для тридцатки ведущих государств, а никак не пятерки, в которую мы так мечтаем попасть, — заявил Евгений Онищенко. Он напомнил, что сегодня российские ученые из-за санкций не имеют доступа ко многим зарубежным технологиям и высокотехнологичным товарам, включая современное научное оборудование, комплектующие, реактивы, программное обеспечение.

Наших исследователей отсекают от участия в международных проектах, отключают от зарубежных научных баз данных. Против институтов вводятся ограничительные меры. Все эти действия направлены на ослабление научно-технологического потенциала страны не только в краткосрочной, но и в долгосрочной перспективе.

На повестке дня остро стоит вопрос достижения технологического суверенитета с опорой на собственные силы, а это требует заметного увеличения вида и объемов исследовательских работ и, соответственно, количества занятых в научной сфере при адекватном уровне ее материально-технического обеспечения, подчеркнул Евгений Онищенко.

Экс-председатель профсоюза, заведующий отделом Института общей физики РАН Виктор Калинушкин поддержал коллегу, отметив, что науке в стране уже давно не уделяется должного внимания. Мешающие ее развитию барь­еры не устраняются, требуемые объемы финансирования не обеспечиваются.

— Ситуацию необходимо срочно менять, — заявил ученый. — Сегодня перед фундаментальной наукой ставятся несколько другие задачи, чем раньше: нас нацеливают на получение практических результатов. А это требует серьезного переоснащения лабораторий.

Огромной проблемой, связанной с хроническим недофинансированием, Виктор Калинушкин назвал накопившийся за годы безденежья дисбаланс в зарплатах ученых из центральной части страны и регионов, а также в оплате труда научных работников и других категорий сотрудников исследовательских институтов.

— Попробуйте удержать квалифицированный персонал, когда трудившийся в НИИ десятилетия инженер получает в три раза меньше, чем недавно устроившийся младший научный сотрудник, — заметил он.
Тревожным фактором является отсутствие у исследователей финансовой стабильности. Гарантированная часть зарплаты — оклады — составляет всего 20-30% от получаемых денег. Ввести в науке новую систему оплаты труда с увеличенной окладной частью, как уже не первый год обещают чиновники, без дополнительных вложений невозможно.

— Профсоюз работников РАН, членом которого я давно являюсь, никогда не ограничивался вопросами финансирования исследований, хотя это, безусловно, важнейшая тема, — перевел разговор в новое русло председатель Общественного движения «За возрождение отечественной науки», заместитель академика-секретаря Отделения математических наук РАН главный научный сотрудник Математического института им. В.А.Стеклова РАН академик Борис Кашин.

По его словам, в зоне внимания профсоюза всегда находились вопросы научно-технической политики, которые и сегодня в полный рост стоят на повестке дня. Ученый обратил внимание коллег на то, что после президентских выборов будет формироваться новое правительство. Поэтому научному сообществу необходимо задуматься, отвечает ли сложившаяся форма управления наукой запросам профильного сообщества и потребностям государства, и в случае отрицательного ответа поставить вопрос о ее изменении.

— С моей точки зрения, Министерство науки и высшего образования показало полную беспомощность по части науки, не решив ни одну из наболевших проблем, которые мешают ученым работать, — заявил Борис Кашин. — Вместо выработки комплексных решений по действительно важным вопросам чиновники занимаются изобретением показателей для оценки работы ученых.

Примерами нерешенных задач академик назвал тяжелейшее положение с научной периодикой, мизерные базовые аспирантские стипендии, неясное будущее научных центров мирового уровня.

Тему о том, что недостаточное финансирование исследований усугубляется плохо подготовленными волюнтаристскими решениями представителей власти, не желающих прислушиваться к мнению профильного сообщества, продолжил председатель объединения «Российский координационный комитет профсоюзных и общественных организаций отраслевой, вузовской, академической, оборонной науки и государственных научных центров» Анатолий Миронов. Он сделал акцент на проблемах городов с высоким научно-техническим потенциалом, который копился и поддерживался десятилетиями, а сейчас бездумно распыляется в угоду частным интересам.

Анатолий Миронов напомнил, что с прошлого года два подмосковных научных центра — Пущино и Протвино — утратили статус «Наукоград Российской федерации». По слухам, на очереди также Фрязино и Черноголовка.

— Речь идет о потере этими поселениями федерального статуса из-за самоуправства региональной власти и коммерческих интересов определенных групп.

При этом Минобрнауки, определяющее государственную политику в сфере исследований, не посчитало нужным вмешаться в ситуацию, несмотря на наши неоднократные обращения, — отметил он.

Чтобы не допустить полного разгрома научных городков, в которых царит особая творческая атмосфера, способствующая эффективной работе ученых и привлечению молодых талантов, общественность создала движение «Я живу в наукограде», сообщил Анатолий Миронов.

Все участники пресс-конференции поддержали предлагаемые Профсоюзом работников РАН меры, которые, по словам Евгения Онищенко, не позволят исполнителям «замотать» указания главы государства, касающиеся повышения реального финансирования науки.

— Мы нередко видим, что чиновники словно мимо ушей пропускают решения верховной власти либо выполняют их формально, — заявил ученый. — Пока никаких указов или твердых решений нет, можно ждать чего угодно.

Поэтому профсоюз предлагает утвердить график увеличения финансирования фундаментальной науки, который должен быть прописан в стратегических документах. Это станет жестким основанием выделять средства на исследования.

Рекомендация профсоюза основана на положительном опыте прошлых лет, когда по итогам совместного заседания Совета безопасности, президиума Госсовета и Совета по науке и высоким технологиям при Президенте РФ в 2002 году Владимир Путин дал указание правительству сформировать график увеличения финансирования науки до 2010 года, зафиксировав рост ассигнований в процентах.

В результате к 2009-му внутренние затраты на исследования и разработки достигли 1,25% ВВП, а финансирование фундаментальных исследований — 0,21% ВВП. Это были наивысшие показатели за всю постсоветскую эпоху.

Профсоюз предлагает главе государства поручить Правительству РФ разработать и принять график повышения бюджетного финансирования фундаментальных исследований с целью достичь типичного для развитых стран уровня 0,4% ВВП. Выйти на эту цифру в среднесрочной перспективе рекомендовало власти в своем решении Общее собрание Российской академии наук, состоявшееся в мае прошлого года.

Надежда ВОЛЧКОВА
Фото Николая Андрюшова

Нет комментариев