Иммунологическая доктрина современной медицины

12.07.2022

В редакцию “Поиска” пришло письмо от научного руководителя ФГБНУ НИИ фундаментальной и клинической иммунологии д.м.н., профессора, академика РАН Владимира Козлова. Публикуем его полностью.

«Кто сказал, что “медицина” лечит? Ни в коем случае. Нет и нет. Помогает избавиться от плохих симптомов болезни? Да, помогает. Но не излечивает. В том смысле, что не бывает абсолютного излечения. Потому что, хотим мы или не хотим, но каждая маломальская болячка оставляет следы своего пребывания в организме человека. Мы, к сожалению, ещё не научились отслеживать эти следы, а надо… Однако не всё так безнадежно.

В современной медицине имеется более 7000 названий заболеваний. Это что? Это означает, что существуют 7000 механизмов возникновения различных заболеваний? Нет, конечно, такого просто не может быть. Но мы упорно ставим эти тысячи диагнозов с целью якобы более успешной их терапии. Правда, эти тысячи заболеваний разделены на несколько больших групп: атеросклероз, онкология, аутоиммунные, аллергические, инфекционные заболевания, травмы (антропологические заболевания), хронические заболевания воспалительного генеза (по существу, вторичные иммунодефициты), наконец, старение следует выделить отдельной строкой, ибо процесс этот можно и нужно лечить.

Существуют убедительные, неопровержимые доказательства, которые накопились за последние 20-25 лет, что в основе патогенеза всех этих заболеваний, в случае травм это относится к процессам посттравматическим осложнениям, лежат многочисленные, многоярусные нарушения функционирования иммунной системы, или иммуноструктурного гомеостаза. Все врачебное признание данного положения – это первый шаг к новой медицине. Начнем с аллергии. Существует специальность врача в соответствующей номенклатуре: врач “аллерголог-иммунолог”. И не принципиально, что впереди стоит аллерголог, а после иммунолог. Может быть это и хорошо на переходный период. Главное здесь это признание того, что в основе патогенеза аллергических заболеваний лежат нарушения в иммунной системе. А если учесть, что в настоящее время почти у каждого третьего-пятого жителя планеты имеются те или иные проявления аллергии, то уже одного этого было бы достаточно обратить особое внимание на иммунологию с точки зрения изучения патогенеза и методов иммунокоррекции. Именно иммунокоррекции, а не применения противоаллергических препаратов, которые в большинстве своём имеют малое отношение к иммунопатогенезу основного заболевания.

Аутоиммунных заболеваний более 80 различных форм. Само название этих заболеваний вводит их в когорту болезней, где основу патогенеза составляют нарушения функций иммунной системы. А кто лечит таких больных? Врачи ревматологи, не иммунологи, а ревматологи. А такие больные составляют более 15% населения всех стран, это в среднем. И если бы не иммунологи, не иммунология как наука, а не ревматология, а такой науки вообще не существует, то лечили бы и сейчас этих больных аспирином, гормонами, антибиотиками. Это иммунология дала возможность понять механизмы развития данных заболеваний и разработать принципиально новые методы лечения, основанные на иммунопатогенезе и использовании иммуномодулирующих препаратов, которые резко повысили эффективность проводимой терапии. Не последнее место здесь должны занимать методы клеточной иммунотерапии.

Онкология — отрасль медицинских знаний о природе опухолевого роста, о патогенезе опухолевых заболеваний, о методах их терапии. Социальная значимость проблем онкологии не обсуждается. Различных опухолей достаточно большое количество, поражающих огромный процент людей на планете. Диагноз рак, это “психологический расстрел” заболевшего человека. Не касаясь биологии опухолевых клеток, не обсуждая этиологические факторы, обуславливающие изменение генома клетки, которая стала опухолевой, необходимо охарактеризовать механизмы, давшие возможность безудержного роста одной, хоть и мутировавшей, но одной клетки в определенной время, в определенном месте в организме.

Несмотря на существование различных взглядов на роль иммунной системы в патогенезе опухолевого заболевания, следует четко понимать, что основную роль в патогенезе канцерогенеза играют клетки иммунной системы. Только они (одни из них) обладают способностью убивать опухолевые клетки. Что они и делают на протяжении разных сроков жизни у разных индивидуумов. Да, опухоли у разных людей возникают в разном возрасте и время, свободное от опухоли, у них разное. Но данная “свобода” обусловлена «яростной» борьбой иммунной системы против опухолевых клеток.

И только подавление противоопухолевой активности клеток иммунной системы является причиной клинического проявления опухолевого роста. А подавление это у разных субъектов формируется в разные возрастные периоды по целому ряду объективных и субъективных причин, исходя из индивидуальных психосоматических особенностей и воздействий разных факторов окружающей среды индивидуума. Опухоль в этой борьбе побеждает по двум причинам: с одной стороны из-за ослабления противоопухолевой активности клеток иммунной системы по причинам выше сказанным; с другой стороны, сами опухолевые клетки продуцируют целый ряд активных молекул, оказывающих супрессорный эффект на иммунокомпетентные клетки, тем усугубляя формирующийся иммунодефицит.

Отсюда —  терапия злокачественных новообразований должна базировать на разработке методов иммунотерапии, направленных на стимуляцию цитотоксической активности иммунокомпетентных клеток и на подавление активности клеток супрессоров. Эти методы должны включать в себя различные цитотоксические и регуляторные молекулы и методы клеточной иммунотерапии, на основе получения клеточных вакцин различной функциональной направленности, включая цитотоксические лимфоциты, дендритные клетки и макрофаги, клетки естественные киллеры и пр.

Атеросклероз и его основные осложнения в виде инфарктов миокарда и инсультов головного мозга теснейшим образом связаны с нарушениями функций иммунной системы организма. В воспалительном процессе в стенке сосудов принимают активное участие  практически все клетки иммунной системы вместе с массой продуцируемых ими цитокинов. Формирование самой атеросклеротической бляшки, предынфарктное и предынсультное состояния, процессы восстановления после этих кризисных ситуации во многом зависят от состояния иммунной системы, от способности иммунокомпетентных клеток реабилитировать нарушенные функции сердечной мышцы и ткани мозга.

Выраженность посттравматических осложнений в виде присоединившихся инфекций, в виде ослабленных процессов регенерации, нарушенных в пострадавших органах и тканях, непосредственно зависят от состояния иммунной системы в момент травмы и в ближайшие сроки после неё.
Проблема инфекционных заболеваний является неотъемлемой частью проблемы иммунной системы и напрямую зависит от успехов решения последней в плане создания, прежде всего, высокоэффективных вакцин против возбудителя. А что означает “создать вакцину”? Это означает ни что иное, как индуцировать в организме стойкий, на долговременной основе, специфический иммунитет. Ничего больше, иммунитет и только. Это в одинаковой степени и к гриппу, и к COVID-19, к лихорадке Эбола.

Таким образом, следует признать, что все основные заболевания современного человека – это иммунопатология. Далее, развивая доктрину, следует говорить о том, что иммунопатология – это гипер- или гипофункция клеточной системы иммунокомпетентных супрессорных клеток. Коморбидность клинических проявлений является неотъемлемой характеристикой практически всех заболеваний. Характеристика частной коморбидности у одного и того же пациента складывается из возможного разнообразия нарушений функционирования иммунной системы.

Следует непременно подчеркнуть, что снижение интенсивности функционирования иммунной системы, как ни в одной другой гомеостатической системы организма, начинает проявляться уже в раннем онтогенезе, когда в других системах формируется максимум их функционального состояния. Во-первых, эти изменения в иммунной системе связаны с инволюцией тимуса, как одного из центральных органов иммунной системы. И во-вторых, в периферических органах иммунной системы с момента первого индуцированного иммунного ответа проявляется эффект гомеостатической пролиферации, лежащей в основе формирования иммунодеффицитного состояния в организме. В основе данного состояния лежит количественное уменьшение антигенных молекул, на которые иммунная система должна реагировать полноценным иммунным ответом.

Все основные, наиболее значимые заболевания современного человека, связанные с нарушениями в иммунной системе, протекают (сопровождаются) на фоне изменений одних и тех общебиологических процессов: укорочение длины теломер, увеличение уровня в периферической крови свободной, внеклеточной ДНК, возрастающего уровня гипометилирования ДНК, увеличение клеточного апоптоза, интенсификация процесса гомеостатической пролиферации, прежде всего, внутри клеточных популяций иммунной системы. Каждый из этих общебиологических процессов вносит весомый вклад в постепенное формирование иммунодефицитного состояния с самого раннего онтогенеза, что является основой патогенеза всех основных заболеваний современного человека.

Отсюда основной методологией терапии заболеваний должна стать иммунотерапия в виде ее основных компонентов: прежде всего это цитокины и другие биологически активные вещества, продуцируемые разными клетками иммунной системы; значительно активнее и шире в терапии должны использоваться моноклональные антитела, позволяющие наносить “точечные” удары по конкретным молекулам, участвующим в патогенезе конкретного заболевания; наконец, сами клетки иммунной системы. Технологии на основе использования иммунокомпетентных клеток должны стать, в настоящее время, приоритетным направлением в терапии всех основных заболеваний человека, а не только в онкологии, где они признаются наиболее перспективными методами лечения опухолевых процессов.

Весь этот молекулярно-клеточный арсенал необходимо использовать в диагностике наиболее социально значимых заболеваний, совершенствуя их постоянно, ибо только на основе оценки диагностики нарушений в иммунной системы можно будет оценить в деталях патогенез любого заболевания и правильно обосновать методы иммунотерапии. С помощью использования иммунодиагностических методов следует оценить состояние пациентов, перенесших заболевание COVID-19 тяжелой и средней тяжести, чтобы правильно предусмотреть возможность появления пост-ковидных осложнений и назначить соответствующую терапию. В этом отношении регистрируется целый ряд осложнений, наиболее тяжелые из которых является аутоиммунная патология в различных ее проявлениях. На основе всех тех нарушений в иммунной системе у этих пациентов можно говорить о возможности своеобразной эпидемии онкозаболеваний у них через 15-20 лет.

Должны разрабатываться маршруты лечения заболеваний, в основе которых лежат хронические воспалительные, склеротические, онкологические процессы, состоящие из 3-х этапов: этап лекарственной терапии; этап клеточной терапии; этап пересадки органов и тканей.

В кратчайшие сроки необходимо изменить направленность фармацевтической промышленности. В стране практически не производятся препараты из цитокинов и моноклональных антител. А ведь именно они начинают занимать одно из ведущих мести в когорте лекарственных препаратов самой различной направленности. Все, практически, покупается за рубежом. Не сделаем мы у себя, останемся без новейших лекарственных средств. Крайне тяжелое положение с приборным оборудованием, без которого немыслимо развитие ни в области фундаментальной иммунологии, ни в области применения ее достижений в клинической практике. В стране с высоко развитой химической промышленностью даже не производится пластиковой посуды, без которой иммунология просто не может жить. Эту проблему можно, и следует, решить только на уровне государственных мероприятий. Как в свое время государство решало и решило проблему создания ядерного оружия, создание атомных электростанций, покорения космоса. Только так и не иначе.

Основываясь на доктрине всеобъемлющей иммунопатологии, следует рассматривать возможность изменения принципов преподавания иммунологии в медицинских ВУЗах и факультетах медико-биологического профиля. А нас закрывают кафедры иммунологического профиля, которые до сих пор находятся под покровительством ректоров ВУЗов: захочет – откроет кафедру, захочет – закроет. Где уж думать о развитии науки, такой ненужной ректору.

Необходимо думать о пересмотре номенклатуры врачебных специальностей и, что особенно важно, об изменении направленности отделений и их обозначении в больницах, клиниках, медицинских центрах.

Если мы хотим, а мы должны хотеть это, то в ближайшее время должны быть приняты соответствующие решения на уровне РАН, Министерства науки и высшего образования, министерства здравоохранения. Не опоздать бы…»

Академик РАН В.А. Козлов, научный руководитель НИИ фундаментальной и клинической иммунологии
г. Новосибирск

Нет комментариев