Чем труднее, тем дружнее? В непростые времена нужны смелые решения

Под вечер 20 февраля в Доме ученых имени академика А.П.Александрова собрались представители НИЦ «Курчатовский институт», ГК «Росатом» и Российской академии наук. Такое единение трех мощных структур объяснил глава НИЦ Михаил Ковальчук, открывавший торжественное заседание: «Мы с Алексеем Лихачевым (глава Росатома — Прим. ред.) еще несколько лет назад договорились отмечать День науки вместе то у них, то у нас. Сегодня — наш черед». А приглашение в компанию академика Геннадия Красникова вместе с коллегами по возглавляемой им РАН, празднующей в этом году 300-летие со дня основания, логично объяснить не только почтением к прошлому, но и уверенностью в будущем. Не зря, приветствуя собравшихся, Геннадий Яковлевич подчеркнул: «Альянс академии, Курчатовского института и Росатома очень много может дать нашей стране».
Началось торжественное заседание с часового доклада «принимающей стороны»: Михаил Валентинович подробно рассказал об истории, нынешнем дне и перспективах НИЦ «Курчатовский институт». Народ слушал внимательно, вглядывался в яркие страницы презентации, некоторые активно фотографировали. В зал с портретов по торцам сцены глядели Игорь Курчатов и Анатолий Александров. Какие бы ни дули ветры перемен, а представители фундаментальной науки ценят основы, не торопясь творить новых кумиров.
Убедилась в этом, приехав в Дом ученых на Рогова, 1, пораньше. Разглядывала на первом этаже планшеты с рассказом о «Курчатнике», ибо «знание не коромысло — на плечах не виснет». Дошла, читая, до полураскрытой двери с надписью «ЗОЖ». Заглянула — пара просторных комнат с портретами ученых и несколько витрин с их мемориальными вещами. Некоторые лица узнаваемы, а про иных пришлось прочесть сопроводительные таблички. Всего портретов — двадцать. На них — М.Кошкин, С.Непобедимый, М.Янгель, В.Челомей и т. д. Картины выполнили художники Н.Коротков, В.Таутиев, И.Лебедев, П.Минеев, Е.Камынина… И какая-то возле этих работ аура успокаивающая, будто отобразили героев в день, когда они, как мы говорим, «в форме»: все получается — и думать, и аргументировать, и достичь результата. Так бы стояла и вглядывалась в эти лица, не слишком известные по газетам, — большинство было «закрыто», ибо ковало щит Отечества. Их знали соратники да ученики, собравшиеся наверху в актовом зале Дома ученых.
И я вдруг подумала: может, и случайно кто-то прилепил буквы «ЗОЖ» на дверь, а может, сознательно, чем не пропаганда здорового образа жизни? Нашел свободные минуты — вглядись в лики соотечественников, подпитайся их энергетикой… После осмотра этой выставки весь этот Дом ученых стала воспринимать не как клуб, сооруженный лет 70 назад на окраине столицы, а как точку притяжения, место сбора истинных интеллектуалов. Не зря у самого входа в актовый зал выложили стопки увесистой книги А.Цыганова «Семь эпох Анатолия Александрова», участники встречи активно их разбирали. Вот еще одна примета преемственности.
За собравшимися в зале было интересно наблюдать. То там, то здесь возникали завихрения вокруг отдельных личностей: раскланивались, спешили обняться, обменивались приветствиями. Чувствовалось единение, будто собрались не представители трех смежных, но все-таки разных структур, а давние соратники.
Алексей Лихачев в своем выступлении вспомнил историю становления отечественной атомной отрасли, отметил ряд приоритетных направлений для совместной работы. Так, по его словам, объединенным распределенным научным центром могут стать возводимый Росатомом многоцелевой исследовательский реактор на быстрых нейтронах (МБИР в Димитровграде) и работающий в Гатчине реактор ПИК (НИЦ «Курчатовский институт» — ПИЯФ). Лихачев заметил, что «целесообразно сформировать совместную программу для этих двух крупнейших установок, чтобы максимально использовать комплементарность их исследовательской базы». Еще Михаил Ковальчук и Алексей Лихачев говорили о термоядерных исследованиях, перспективах совместного проектирования новых атомных установок, особенно малой мощности, создании новых материалов для реакторов, возможностях ядерной медицины. Размышляли о будущем суперкомпьютеров, о том, что ядерные технологии привнесут в музейные хранилища, помогая сохранять ценности человеческих цивилизаций.
Михаил Валентинович не преминул вспомнить, как в свое время обсуждал с возглавившим Росатом Сергеем Кириенко будущее Курчатовского института. Ковальчук тогда сказал Сергею Владиленовичу, что тому предстоит выводить Росатом в разряд транснациональных компаний. То есть придется избавляться от неликвидных, точнее, неприбыльных активов. Первым делом — от науки, Курчатовского института. А если его оставить, то институт будет в загоне. «Но без науки и у Росатома не будет будущего. Поэтому давай, выводи фундаментальную науку на аутсорсинг».
По словам Ковальчука, Кириенко принял идею, и они вместе направились к Президенту РФ. Их поддержали, и в 2008-м и 2009 годах были подписаны два указа президента, которыми был учрежден пилотный проект по созданию Национального исследовательского центр «Курчатовский институт».
— А дальше, — признается Ковальчук, — начались трения. На уровне руководства все было хорошо, а ниже… Не буду вдаваться в детали. Это, как бракоразводный процесс в семье, где люди долго жили вместе, очень близки друг другу, но и по-старому существовать не могут, и разойтись не готовы. Словом, большое дело никогда не развивается только по восходящей.
После таких ораторов довелось выступать президенту РАН академику Геннадию Красникову. Поздравив собравшихся с Днем науки, отметив, что предыдущие докладчики представили грандиозные планы, он напомнил о 300-летии РАН, роли Петра Первого в ее учреждении, подчеркнул, что с самого начала Академия наук создавалась как государственная структура. Причем структура, не уступающая европейским академиям. Предполагались и публичные отчеты ученых о достигнутых результатах. То есть преемственность и открытость — традиция РАН. Как и взаимное уважение между учителями и учениками. Только базируясь на этих принципах, Академия наук может быть нужна и полезна Отечеству.
«Сегодня, — сказал Геннадий Яковлевич, — непростые времена. РАН нужна стране, имеет полную поддержку государства, прежде всего в лице Президента России. А опоздал я потому, что вместе с Михаилом Владимировичем (Мишустиным, главой Правительства РФ — Прим. ред.) мы обсуждали новые подходы в нашем методическом руководстве институтами, союзе с Курчатовским институтом. Сейчас к нам обратился НИЦ «Институт им. Н.Е.Жуковского» — с мыслью уйти под научно-методическое руководство РАН. Идея очень интересная, так создаются перспективные научные площадки. Я уверен, что 300-летняя история Академии наук будет продолжена славными делами, замечательными свершениями».
Резюмировал встречу Михаил Ковальчук, подчеркнув, что «мы участвуем в возрождении мощи великой российской науки на базе наших советских традиций. Академия наук, Курчатовский институт, Росатом как наследники знаменитого «Средмаша», несмотря на сложные времена, мы сохранились сами, сохранили отношения и объединенными усилиями сделаем нашу страну еще более великой».
Также в рамках торжественного заседания состоялась церемония награждений. Генерал-лейтенант Игорь Кириллов, начальник Войск радиационной, химической и биологической защиты, вручил Михаилу Ковальчуку и Алексею Лихачеву медали Минобороны РФ. Затем А.Лихачев вручил знаки отличия Росатома не одному десятку сотрудников НИЦ «Курчатовский институт», а президент НИЦ и его директор Марат Камболов наградили медалями Курчатовского института представителей Росатома и Российской академии наук.

Елизавета ПОНАРИНА
Фото Николая Степаненкова

Нет комментариев