Благословенное болото. Ученые творят уникальные экосистемы

В эпоху глобального потепления перед человечеством встают проблемы удержания баланса температур и обеспечения пресной водой. В Томском государственном университете в рамках стратегического проекта «Глобальные изменения Земли: климат, экология, качество жизни» при поддержке федеральной программы «Приоритет-2030» ученые разрабатывают технологию создания уникальных экосистем, которые смогут выполнять климаторегулирующую функцию.
— Рост температур на планете во многом обусловлен использованием органических полезных ископаемых: угля, нефти и газа, — говорит профессор ТГУ Людмила Борило. — При этом неважно, сжигаем ли мы углеводороды или производим из них пластик: в конечном результате возникают парниковые газы.
Единственным углерод-депонирующим ландшафтом ныне служат торфяные болота. И районов, где возможно масштабное образование верховых болот, на планете относительно мало. Но именно в Западной Сибири для этого есть оптимальные условия. Здесь находятся крупнейшие верховые болота, в том числе самое внушительное на Земле — Большое Васюганское.
Как отмечают ученые, болота ценны не только как природные ловушки углерода, но и как резервуары-очистители пресных вод, стабилизаторы стока рек, источники дикоросов и кислорода. Не будь болот, при таянии снега выброс воды происходил бы залпами, но болота, подобно губке, втягивают воду. С другой стороны, во время жары они, наоборот, отдают воду порциями.
— Процессы осушения болот, особенно активные в Европе в ХХ веке, оказались ошибкой, — уверена доцент Биологического института ТГУ Ирина Волкова (на снимке). — Теперь очевидно, что человек должен не уничтожать болота, а оберегать их и даже способствовать заболачиванию. Эта идея и легла в основу нашего проекта: мы воспроизводим и ускоряем природные процессы суходольного заболачивания лесов.
Полигонами искусственного заболачивания могут служить леса, древесина которых не представляет особой ценности или труднодоступна для вывоза.
Сегодня ученые ТГУ отрабатывают технологию искусственного заболачивания, перенося сфагновую дерновину олиготрофных верховых болот Васюганского болота на выбранные лесные участки. Разрастаясь из центров заболачивания, олиготрофные сфагновые дернины в дальнейшем сомкнутся, и рукотворное болото будет жить по законам природы.
Новая технология — один из методов депонирования углерода и снижения негативных последствий трансформации климата. Эксперимент проводится на станции «Васюган», входящей в исследовательскую инфраструктуру ТГУ «Мегаустановка». Новый подход будет внедряться на карбоновом полигоне Томской области, созданном университетом вместе с партнерами из Сибирского отделения РАН: Институтом оптики атмосферы им. В.Е.Зуева, Институтом мониторинга климатических и экологических систем, Институтом химии нефти и СибНИИ сельского хозяйства и торфа.

Фото предоставлено ученым БИ ТГУ Ириной Волковой