Академик Матвеев: быть принципиальным в науке требует мужества

Сегодня в России отмечается 100 лет со дня ученого и правозащитники Андрея Сахарова, морального камертона как в науке, так и в общественной жизни.

«ПОИСК» спросил у современных ученых, в чем они видят особый вклад Сахарова в науку и легко ли сегодня исследователю отстаивать свои взгляды и принципы.

Отвечает научный руководитель ОИЯИ (Дубна), доктор физико-математических наук, академик РАН Виктор Анатольевич Матвеев:

О вкладе в науку

Одной из наиболее значимых для построения единой теории элементарных частиц и фундаментальных взаимодействий, позволяющей дать объяснение возникновению наблюдаемой барионной асимметрии Вселенной, является оригинальная идея Сахарова о необходимости проявления в процессе рождения и эволюции ранней Вселенной, необратимости ее расширения и нарушения так называемой комбинированной (СP) четности и  эффекта несохранения барионного заряда, связанного с возможной нестабильностью протона. Эта идея лежит в основе развития различных направлений современной фундаментальной физики, и ее значение трудно переоценить.

О честности

Честность в науке всегда была и будет необходима. В наши дни принципиальность в отношении науки и значении самой науки для обеспечения позитивного общественного развития и научно-технического прогресса особенно важна. Хотя это часто бывает очень не просто, и требует от представителей науки определенного мужества.