Типичный облик. Внешность китайского императора У-ди эпохи Северная Чжоу воссоздали по геному

С подробностями — Xinhua; Sci.News.
Генетический профиль императора этнического меньшинства составила группа китайских ученых под руководством Вэнь Шаоцина (Wen Shaoqing) из Института археологических исследований Фуданьского университета (Institute of Archaeological Science of Fudan University).
Император династии Северная Чжоу У-ди (личное имя — Юйвэнь Юн) был могущественным правителем, умер в 578 году в возрасте 36 лет, сама сяньбийская династия, которую он представлял, просуществовала немногим дольше — с 557-го по 581 годы.
Сяньби — это название древнемонгольских кочевых племен, живших на территории Внутренней Монголии. Череп и кости У-ди из Северной Чжоу были обнаружены во время сезона раскопок 1994-1995 годов на месте его захоронения, открытого годом раньше.
Вэнь Шаоцин с коллегами изучали выделенную из останков ДНК на протяжении последних шести лет, и в конце концов им удалось установить многие индивидуальные черты императора, включая цвет волос, кожи и глаз.
Результаты исследования опубликованы в журнале Current Biology. Среди авторов публикации есть те, кто провел трехмерную художественную реконструкцию лица императора, по которой он предстает с черными волосами, желтой кожей и карими глазами.
Это облик, типичный для людей Восточной и Северо-Восточной Азии, но он отличается от того, каким до сих пор представлялся человек из сяньби. Одни исторические свидетельства описывают мужчин этих племен с густыми бородами, светлыми волосами и выдающимися вперед носами.
По другими записям, разницы между сяньби и другими людьми, населяющими Северо-Восточную Азию, не было. «Наше открытие больше соответствует второй версии», — говорит Вэнь.
«Мы оживили историческую фигуру», — заявляет другой исследователь, Пяньпянь Вэй (Pianpian Wei) из Фуданьского университета.
Авторы обращают внимание на то, что сын У-ди, как и он сам, умер в молодом возрасте и точная причина смерти сына также неизвестна. Некоторые археологи считают, что У-ди умер от болезни, другие утверждают, что он был отравлен врагами.
Однако анализ ДНК императора указал на его предрасположенность к инсульту. Данные генетиков соответствуют историческим документам, в которых императору приписывают афазию, утрату речевых функций, которая происходит из-за поражения центра речи в коре головного мозга, а также опущение верхнего века и аномальную походку. Все это — возможные симптомы инсульта.
Генетический анализ показал, что люди сяньби, мигрируя на юг в сторону Северного Китая, смешивались с этнической группой китайцев хань. Геном императора У-ди свидетельствует о его родстве с древними племенами — монгольскими кидани и маньчжурскими мохэ, а также современными даурами и монголами. Есть у него также генетическое сходство с древними фермерами долины Желтой реки.