Найден скелет человека, «испаренного» вулканом Везувий 2000 лет назад

В древнем римском городе Геркуланум во время смертоносного извержения Везувия, случившегося в 79 году нашей эры, человек бежал по пляжу в сторону моря, спасаясь от раскаленных потоков лавы. Не добежав до воды всего несколько шагов, он упал, сраженный горячим воздухом. Упал на спину, потому что за мгновение до этого обернулся  назад, чтобы взглянуть на надвигающееся облако горячего газа и вулканического мусора.

Археологи, недавно нашедшие скелет, выяснили, что мужчине было примерно 40-45 лет, и нарисовали его примерный путь — от каменных арок, где хранились сети и рыболовное снаряжение, к морю, где он искал спасения. Ученые объяснили и причину смерти древнеримского жителя. Очень горячее пирокластическое облако* от извержения, двигающееся со скоростью более 100 км/ч, накрыло все и всех вокруг.

«Когда обрушилось пирокластическое облако, температура была выше 500 градусов по Цельсию — это было очень, очень жарко, — отметил Франческо Сирано, директор археологического парка Геркуланума. — Было так жарко, что все живое мгновенно испарилось, как и этот человек».

Все, что осталось, — это кости человека, обнаруженные под слоем пепла и земли. Геркуланум, как и Помпеи и несколько других древнеримских городов Неаполитанского залива, был разрушен извержением Везувия почти 2000 лет назад. Но в отличие от Помпей, где из 20 000 человек после двух пирокластических скачков выжило большинство жителей — правда, чтобы погибнуть потом от падающих обломков — в Геркулануме извержение унесло жизни почти 4 000 из 5 000 обитателей города.

Большинство тех, чьи останки были когда-либо обнаружены в Геркулануме, а это  более 300 человек, погибли от пирокластического облака, укрывшись в каменных сводах для хранения лодок примерно в 30 метрах от моря, считают ученые.

Обнаруженный недавно 40-летний мужчина имел при себе ящик, который, скорее всего, он носил в тканевом мешке. В нем, судя по всему, хранились самые ценные вещи. Среди них — предмет из металла, похожий на кольцо, но он требует дальнейшего изучения.

«Благодаря отсутствию кислорода в пирокластическом облаке органические объекты были в Геркулануме были карбонизированы, а не сожжены. Поэтому археологам удалось обнаружить деревянные балки крыш, двери и даже обеды», — пишет Live Science.

*Пирокластическое облако (пирокластический поток, или ток пирокластической плотности) — быстро двигающийся поток раскаленного газа и вулканического вещества. Газы могут достигать температуры 1000 градусов, а скорость передвижения облака может доходить до 700 км/ч.

Скелет был найден лицом вверх. Археологи считают, что этот человек повернулся лицом к надвигающемуся облаку горячего газа и обломков,