Идеальный донор? Почки свиньи впервые пересадили живому пациенту

С подробностями — The New York Times; Nature News.
Операцию ксенотрансплантации, то есть пересадки органа от одного вида другому, провели хирурги Массачусетской больницы общего профиля (Massachusetts General Hospital) в Бостоне. Реципиентом почки от генетически модифицированной свиньи стал 62-летний Ричард Слейман (Richard Slayman) с тяжелой почечной недостаточностью на поздней стадии.
По данным на конец марта, после получения новой почки общее состояние больного заметно улучшилось, а мочевыделение появилось почти сразу после операции, которая была проведена двумя неделями раньше.
Донором почки стал минипиг, карликовая свинья, в геноме которой с помощью системы редактирования CRISPR-Cas9 ученые массачусетской компании eGenesis произвели 69 замен. Предварительные испытания на макаках-крабоедах (Macaca fascicularis) показали, что с такими генетически модифицированными почками приматы могут жить месяцы и даже годы.
Целью генетического редактирования было, помимо прочего, удаление трех генов, ответственных за продукцию трех сахаров на поверхности свиных клеток, по которым иммунная система человека могла распознать трансплантируемый орган как чужеродный и начать его отторгать. Чтобы предупредить отторжение, добавили также семь генов, производящих белки, которые находятся на поверхности клеток человека.
Кроме того, ученые-создатели генетически-модифицированного минипига-донора предприняли противовирусные меры, внеся 59 генетических изменений для повреждения вирусов, «дремлющих» в геноме свиньи.
Это должно снизить риск их активации при переносе в человеческий организм. До сих пор такого в экспериментах по ксенотрансплантации пациентам в состоянии клинической смерти или нечеловекообразным приматам не происходило, но некоторые лабораторные опыты показали, что вирусы могут переходить из тканей свиньи в клетки человека или мышей с ослабленной иммунной сис­темой.
«Случай Слеймана показал, что по крайней мере в краткосрочной перспективе эти органы безопасны и функционируют как почки», — сказал Лухань Ян (Luhan Yang), исполнительный директор компании Qihan Biotech в Ханджоу и основатель eGenesis.
В настоящее время американская компания обсуждает с Управлением по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA) план проведения клинических испытаний по своим программам ксенотрансплантации органов — свиных почек, сердец для педиатрических пациентов, а также печени, которые будут соединяться с реципиентом, находясь вне его организма.
В случае почек такой подход может стать безопасной альтернативой тяжелой процедуре диализа.