Вооруженным глазом. Телескоп «Джеймс Уэбб» позволил ученым детально наблюдать столкновение двух галактик

Галактическая система IC 1623 находится приблизительно в 274 млн световых лет от нас в созвездии Кита. Она представляет собой спаренные галактики, которые были открыты в ноябре 1897 года американским астрономом Льюисом Свифтом. Пара состоит из двух неправильных галактик IC 1623A и IC 1623B, не имеющих ни спиральной, ни эллиптической структуры. Система IC 1623 светится очень ярко при наблюдениях в инфракрасном свете, и этим она давно привлекала астрономов.

Одна из составляющих ее галактик, IC 1623B, отличается значительным количеством теплого и плотного газа. И такой же газ обнаружен в зоне перекрывания, которая находится между ядрами двух галактик.

«IC 1623 — это главная цель на начальном этапе наблюдений “Уэбба”», — цитирует Аарона Эванса (Aaron Evans) из Университета Вирджинии Science.news.

По результатам обзора в инфракрасном диапазоне, проведенного другими телескопами (Great Observatories all Sky LIRG Survey), IC 1623 находится на промежуточной стадии слияния, между составляющими ее двумя галактическими ядрами сейчас 26 100 световых лет. Галактика IC 1623A яркая в ультрафиолете и в видимом излучении, и в ней находится большое число молодых звездных скоплений, светящихся в оптическом диапазоне. IC 1623B при длинах волн ультрафиолетового диапазона невидима, и она имеет выраженные пылевые полосы, которые заслоняют бóльшую часть видимого света, исходящего от звездной популяции позади них.

В своем исследовании Эванс с коллегами наблюдали IC 1623 в инфракрасной части электромагнитного спектра с помощью трех новейших спектрографов (MIRI, NIRSpec и NIRCam) телескопа «Джеймс Уэбб». Полученный массив данных позволит астрономическому сообществу изучить беспрецедентные возможности нового телескопа во всем объеме и объяснить сложные взаимодействия в галактических экосистемах. Как поясняют авторы исследования, продолжающееся и чрезвычайно активное звездообразование вызывает интенсивное инфракрасное излучение, а сливающиеся галактики, возможно, находятся в процессе формирования сверхмассивной черной дыры. Но плотный слой пыли скрывал все это от телескопов вроде «Хаббла», работающих в оптическом диапазоне. Инфракрасная чувствительность телескопа «Джеймс Уэбб» и его высокое разрешение позволили заглянуть за пыль и получить впечатляющие изображения, которые вместе с данными исследования опубликованы в Astrophysical Journal Letters.