Есть прогресс! Антарктическая озоновая дыра в 2022 году немного уменьшилась

Дыра в озоновом слое — области стратосферы, которая защищает нашу планету от жесткого ультрафиолетового излучения Солнца, — продолжает уменьшаться, сообщает Национальное управление океанических и атмосферных исследований США. Площадь озоновой дыры над Антарктикой в настоящее время составляет 23,2 млн км2, что немного меньше прошлогоднего значения, 23,3 млн км2, и значительно меньше значения 2006 года, когда размер этой дыры был максимальным.

«В последние два десятилетия мы наблюдаем устойчивый прогресс, дыра становится меньше», — говорит Пол Ньюман, научный руководитель отдела наук о Земле при Центре космических полетов Годдарда NASA.

Уменьшают дыру предпринятые меры, предусмотренные Монреальским договором по веществам, разрушающим озоновый слой, поясняет Ньюман. Это международный протокол, разработанный для защиты озонового слоя путем снятия с производства некоторых химических веществ.

Озоновая дыра образуется, когда защитный озоновый слой в стратосфере над Южным полюсом начинает истончаться. Это происходит каждый сентябрь. Обусловливающие процесс истончения хлор и бром образуются в результате производственной деятельности человека из соединений, которые возникают в реакциях, протекающих в высотных полярных облаках. В частности, там образуется молекулярный хлор, состоящий из двух одинаковых атомов. По мере появления солнца антарктической весной, то есть в сентябре, под действием ультрафиолетовых лучей двухатомная молекула хлора распадается, а в атмосфере появляются свободные атомы хлора, катализирующие превращение озона в простой кислород. Следующее за этим уменьшение концентрации озона и приводит к образованию озоновой дыры. Над Южным полюсом это особенно выражено.

Ученые NOAA и NASA измеряют размер озоновой дыры с помощью приборов на борту метеорологических спутников Aura, Suomi-NPP и NOAA-20. В этом году максимальная площадь дыры была отмечена 5 октября и составляла 26,4 млн км2. Но сейчас она уже уменьшилась и продолжает уменьшаться. В этом году беспокойство ученых вызвало случившееся в январе извержение вулкана Хунга-Тонга-Хунга-Хаапай на одноименном острове в Тихом океане, но никакого воздействия этого события на озоновый слой до сих пор не отмечено.