Наш ответ «Ориону». Что не так с российской лунной программой?

14.12.22

Итак, свершилось. Через полвека после исторических полетов «Аполлона» американцы снова запустили свою лунную программу. 11 декабря 2022 года в 20.40 по московскому времени космический корабль Orion приводнился в Тихом океане.

Таким образом, первый этап новой программы под названием «Артемида» прошел успешно. Корабль облетел Луну и сфотографировал ее обратную сторону.

По планам, в 2024 году должен состояться пилотируемый облет земного спутника. А еще через год американцы снова рассчитывают ступить на поверхность Луны.

А что же с российской лунной программой? За счет чего американцы обогнали нас в освоении спутника Земли полвека назад и почему снова опережают сейчас? Об этом «Поиск» поговорил с ведущим научным сотрудником Института космических исследований, кандидатом технических наук Натаном Эйсмонтом.

— Натан Андреевич, давайте сразу разберемся, почему все-таки мы проиграли американцам лунную гонку тогда, в 1969-ом? Ведь Сергей Павлович Королев начал разрабатывать советскую лунную программу еще в 1958 году, то есть еще до полета Юрия Гагарина. А американцы объявили о своих планах полететь на Луну только в 1961-ом.

— Для начала нужно сказать, почему именно мы отправили первого человека в космос. Как ни парадоксально это звучит, мы выиграли космическую гонку в силу отставания в ядерных технологиях. Изначально ведь все ракеты проектировались под военные задачи. И когда встал вопрос, какой вес должна поднимать ядерная ракета, чтобы достичь США, Андрей Дмитриевич Сахаров, который делал расчет, дал оценку, что бомба будет весить около 5 тонн. Это была несколько преувеличенная оценка. А американцы знали, что бомба может быть массой меньше. И они свои межконтинентальные ракеты сделали под нагрузку примерно в 3 тонны. Но когда встал вопрос об отправке человека в космос, выяснилось, что американским ракетам не хватает мощности, а нашим хватает.

И вот в этот момент американцы допустили еще одну ошибку. Они начали делать новую ракету так, чтобы она сразу получилась очень хорошей – лучше, чем у других.  Даже руководитель американской лунной программы Вернер фон Браун потом писал, что русские обогнали США в космосе, следуя философии ТУ-114, суть которой – «лучшее – враг хорошего». Но при разработке лунной программы фон Браун учел свою ошибку. Американцы сделали «Сатурн-5». Если смотреть по характеристикам, это была откровенно плохая ракета. Особенно это касалось двигателей. Американцы пошли по простому пути: у них силовой агрегат был, прямо скажем, барахольный, но надежный. У нас двигатель по характеристикам был гораздо лучше, но не обкатанный.

С нашими двигателями вообще отдельная история. Их должны были делать, как и раньше, на «Энергомаше». Разработкой этих двигателей занимался Валентин Петрович Глушко. Он в свое время начинал вместе с Королевым. И между ними всегда было негласное соревнование – кто главнее. Глушко был уверен, что решающую роль в становлении ракетной техники в Советском Союзе сыграл именно он, а все лавры достались Королеву. И ему, действительно, наверное, было по-человечески обидно. Настолько обидно, что он держал даже целую группу, которая, говоря современным языком, занималась его пиаром.

Валентин Петрович Глушко (слева) и Сергей Павлович Королев (справа)

В общем, Королев решил, что не будет он дальше сотрудничать с Глушко. Хотя подходящие для полета на Луну двигатели у Валентина Петровича были уже, по сути, готовы. Формальной причиной для замены конструктора стала токсичность двигателей Глушко – они работали на гептиле и азотном тетраоксиде. За разработку двигателей на жидком кислороде и керосине взялся Николай Дмитриевич Кузнецов. До этого он разрабатывал силовые установки для турбореактивных самолетов. Их конструкция, на первый взгляд, намного сложнее, чем у ракетных двигателей. Поэтому Кузнецов был уверен, что за год-полтора года ему удастся завершить работу. На самом деле на создание ракетного двигателя нужно гораздо больше времени – около 10 лет. И когда начались испытания нашей ракеты, то три пуска подряд завершились неудачей как раз из-за отказа двигателей.

— То есть, если бы Королев не отказался сотрудничать с Глушко, мы бы были первыми на Луне?

Шансы, безусловно, были. Я всё время вспоминаю, какие у нас были проекты потрясающие: и лунные, и марсианские. Всерьез, с соответствующим финансированием, разворачивалась программа строительства лунных поселений. Бюро под руководством нашего знаменитого конструктора, разработчика стартовых космических площадок Владимира Бармина уже приступило к разработке чертежей.

Мое мнение – если бы изначально взяли бы двигатели Глушко, все бы было нормально. Более того, к нужному времени их могли бы «перековать» на кислород-керосиновые. Кстати, НАСА в начале двухтысячных закупило для своих ракет двигатели, разработанные именно на «Энергомаше». Их ставили на ракеты «Атлас-5».

Двигатель РД-180, фото: НПО «Энергомаш»

Более того, до сих пор ни мы, ни американцы ничего лучше не придумали. Даже нынешний корабль Orion доставила к Луне ракета SLC, двигатели которой, по сути, — модернизированные глушковские. И, кстати, Глушко впоследствии доказал, что он был прав. После смерти Королева он возглавил проект «Энергия-Буран». По мощности ракета там была сопоставима с американским «Сатурном-5». И он этот проект сделал успешно, с первого раза, без сучка и задоринки.

— Давайте перейдем от истории к современности. Запуск нашей первой с советских времен межпланетной станции «Луна-25» должен был состояться еще в 2013 году. С тех пор прошло уже 9 лет, а нас до сих пор кормят «завтраками». В чем проблема?

— Проблема серьезная. И убедить руководство, что она действительно серьезная, пока никому не удавалось. Если посмотреть, сколько все эти годы тратили Соединенные Штаты на развитие космических технологий, и сколько мы, особенно в начале 90-х, то цифры несопоставимые. То есть тут нужно удивляться, как вообще эта отрасль выжила. Да, в общем, она не совсем и выжила. Некоторые технологии утрачены, их нужно восстанавливать практически с нуля. Но самое скверное – это утрата кадров. «Старой гвардии» уже нет, а молодые кадры не очень охотно идут в космическую отрасль. Вы посмотрите, какие там зарплаты – это слезы! Молодым инженерам предлагают 40 тысяч. При этом рядовой инженер НАСА получает в среднем 430 тысяч на наши деньги.

Луна-25, фото: РКК «Энергия»

Тем не менее, российскую лунную программу пока никто не отменял. По планам, отправлять космические корабли к Луне будет тяжелая ракета «Ангара-А5». На каком этапе сейчас находится ее разработка?

Если говорить об усовершенствованном варианте «Ангары-А5» с водородной ступенью, то его нет, и никто не знает, когда будет. А в стандартном виде «Ангара-А5» дважды пускалась, но полностью программа не была выполнена. Первые три ступени отработали, а что касается разгонного блока – не получилось. Но самое печальное — для того, чтобы отправить человека на Луну, мощности «Ангары-А5» не хватит. Для чего в этой ситуации был затеян проект пилотируемого корабля «Орел» — тут у меня просто нет слов.

«Ангара-А5», фото: Центр Хруничева

— В июле в «Роскосмосе» сменилось руководство. Что изменилось за последние полгода?

— Пока сложно сказать, но слова, которые произнес новый руководитель, вселили надежду. Потому что слова эти правильные: «космическая промышленность в большом долгу перед народным хозяйством и экономикой России». Что это значит? Что недостаточно прорабатываются перспективные программы, которые востребованы. Что необходимо производить хотя бы по спутнику в день, а сейчас мы и по спутнику в месяц не всегда производим. Что можно и нужно развивать востребованные направления, например, дистанционное зондирование Земли. Вы думаете, сейчас нашими данными пользуются? Нет. А это направление очень и очень прибыльное. Эти услуги очень и очень востребованы, за них готовы платить очень большие деньги. Так что космос может и должен обеспечивать себя самостоятельно. Тогда и на амбициозные программы деньги найдутся.

Беседовала Екатерина Сухорученкова

 

 

Нет комментариев