Из Океана Бурь. «Чанъэ-5» доставит на Землю образцы  лунного грунта

Запущенный недавно китайский космический корабль «Чанъэ-5» — часть лунной программы Китайского национального космического управления. В январе 2019 года Китай первым в мире высадил автоматический исследовательский аппарат на обратной стороне Луны.

Если нынешняя миссия окажется успешной, Поднебесная станет всего лишь третьей страной, получившей лунные образцы, последовав за США и Советским Союзом, которые сделали это в 1960-х и 1970-х годах. Запуск «Чанъэ-5» планировался в 2017 году, но был отложен из-за технических неполадок с ракетой-носителем.

Сейчас этой миссии, состоящей из четырех разных модулей, предстоит за один лунный день собрать около двух килограммов поверхностного материала с ранее не изученной области Луны, что позволит уберечь электронику аппарата от опасных ночных низких температур, отмечает Nature. Лунный день — это 14 земных суток. Большая часть полученных образцов будет храниться в Национальной астрономической обсерватории Китайской академии наук (Chinese Academy of Sciences National Astronomical Observatory of China) в Пекине. И в настоящее время не ясно, будут ли они доступны ученым за пределами Китая.

«Чанъэ-5»  совершит посадку в районе пика Рюмкера в северной части Океана Бурь на видимой стороне Луны. В этом регионе несколько миллиардов лет назад продолжалась активная вулканическая деятельность, а сам пик Рюмкера представляет собой щитовой вулкан. Собранный здесь лунный материал может дать представление о вулканической активности на Луне и уточнить время ее затухания. Возможно, лунные камни и грунт подтвердят предположение о том, что вулканическая активность имела место на миллиарды лет раньше, чем считалось.

Если это так, «мы перепишем историю Луны», цитирует Nature Сяо Луна, геолога-планетолога из Китайского геологического университета в Ухане. Лунный материал поможет также уточнить возраст таких планет, как Марс и Меркурий, считают ученые.

«Место посадки аппарата выбрано очень разумно»,

— отметил в комментарии для Nature News Харальд Хизингер, геолог из Мюнстерского университета в Германии.

Доставку образцов на Землю обеспечит парашют, который должен упасть в области Сыцзыван во Внутренней Монголии в начале декабря, сообщает NPR со ссылкой на NASA.

«Переход на следующий уровень и доставка образцов с Луны требуют значительных технологических возможностей»,

— отметила в комментарии для Nature News Кэролин ван дер Богерт из Мюнстера.