Рецепт на любой вкус. Новая сталь совместила несовместимое

Доктор физико-математических наук Рустам КАЙБЫШЕВ — директор Института материаловедения и инновационных технологий Белгородского государственного университета — специалист известный. Его индекс Хирша — 51, количество цитирований — 10 700, научных статей — 470. В прошлом году Рустам Оскарович выиграл мегагрант Минобрнауки РФ и в качестве ведущего ученого возглавил лабораторию в Российском государственном аграрном университете — МСХА им. К.А.Тимирязева.

— Как случилось, что материаловед занялся сельским хозяйством?
— Все просто, — объясняет ученый. — Я предложил проект создания нового класса металла для сельскохозяйственной техники. Подобные стали интенсивно разрабатывают и используют за рубежом. Их микроструктурный дизайн основан на американской теоретической работе 18-летней давности, в свое время она произвела фурор среди специалистов. На ее основе была создана необычная сталь, и компания ArcelorMittal запатентовала в РФ большое количество таких материалов. (Кстати, немало работающих там ученых получили образование в нашей стране. Среди них и мой бывший аспирант, защитивший диссертацию по разработке новых классов сталей.) Однако в нашей стране, насколько я знаю, об их существовании мало кому известно.

Отмечу, что попытки российских металлургических компаний получить аналоги высокопрочных сталей для землеройной техники успеха не имели из-за отсутствия современного оборудования на наших предприятиях. Между тем разработка подобных сталей представляет большой интерес с разных точек зрения. Это и получение фундаментального знания: их исследование позволяет разобраться в механизмах целого ряда физических процессов. А их практическое применение открывает отличные перспективы, поскольку отечественные предприятия в состоянии их производить: для низкотемпературной деформации не потребуется мощное прокатное оборудование. Сочетание этих достоинств, как мы считаем, и повлияло на решение Минобрнауки удовлетворить заявку РГАУ-МСХА и предоставить нам трехгодичный грант.

— Сталь тысячи лет стараются усовершенствовать, и сказать в этой области новое слово, наверное, трудно?
— Да, сталь известна уже две тысячи лет, и все это время ее совершенствуют. В конце XX века зарубежные материаловеды разработали шесть-восемь новых типов сталей с оригинальным микроструктурным дизайном. Произошла своего рода революция, правда, нашу страну она, к сожалению, почти не затронула. Из всего многообразия новейших материалов промышленность РФ осваивает производство новых марок в основном для автомобильной отрасли и строительства. Объективности ради отмечу, что есть целый ряд специальных российских сталей, которые находятся на мировом уровне, они сочетают в себе и прочность, и надежность. Но это недешевые материалы. Их применяют, например, при строительстве ледоколов, а для сельхозтехники они слишком дороги.

Создаваемые в рамках мегагранта стали сочетают большую прочность с высокой пластичностью — этим ценным качествам они обязаны тщательно подобранному химическому составу, полученному на основе фундаментальных исследований. Они обеспечивают надежность конструкций. При этом наш металл будет недорогим, поскольку содержит дешевые легирующие элементы. А уникальные свойства стали должны приобрести в результате термической обработки. Особенность наших научных подходов в том, что химический состав каждой марки соответствует режиму обработки. Это дает возможность получить одновременно и прочность, и пластичность. Обычно эти свойства противоречат друг другу: стали либо прочные, либо пластичные. Достичь одновременно этих качеств удается, повторюсь, за счет особой термической обработки стали, для которой подбирается свой химический состав.

— Сколько марок стали вы намерены получить и каково будет их назначение?
— Для начала планируем произвести восемь марок, предназначенных для быстро изнашиваемых деталей сельскохозяйственной техники. Например, лемехов плугов. Испытания покажут, насколько прочными и износостойкими будут наши материалы, в зависимости от этого и определится сфера их применения. Принцип простой: чем они прочнее и пластичнее, тем выше будет спрос.

— Удастся ли сделать их доступными для аграриев по цене?
— Их стоимость должна уложиться в среднюю ценовую категорию, соответствующую аналогичным сталям, выпускаемым ведущими зарубежными металлургическими компаниями. Но будут несколько дороже производимой в настоящее время стали 30ХГСА, перекочевавшей из самолетостроения в сельскохозяйственное машиностроение и являющейся самой дорогой российской сталью для землеройных машин.

— Будет ли спрос на ваши материалы, ведь сейчас наши компании без них как-то обходятся?
— За рубежом спрос на подобные стали демонстрирует устойчивый рост, что приводит к кратному увеличению НИОКР на их разработку каждые пять лет. Что касается нашей страны, то они будут востребованы, если отечественная экономика станет инновационной. Тогда, уверен, компании начнут отдавать предпочтения сельхозтехнике, сделанной из современных материалов, то есть более надежной и долговечной.

— Забегая вперед, можно сказать, будут ли аналоги вашим сталям?
— Судя по количеству статей, публикуемых в ведущих журналах, и выдаваемых патентов, аналоги, безусловно, есть. Но если мы сумеем реализовать все заложенные нами идеи, то, возможно, удастся превзойти если не всех конкурентов, то многих и занять свою нишу на рынке сталей. Но конкретно говорить об этом пока рано.

Подготовил Юрий ДРИЗЕ

Изображение Michal Jarmoluk с сайта Pixabay

Нет комментариев