Ученые СКФУ предложили использовать эмбриональные и внеэмбриональные ткани птиц для лечения ревматоидного артрита

Одно из наиболее часто встречающихся аутоиммунных заболеваний — ревматоидный артрит: он симметрично поражает суставы, вызывает воспаление внутренних органов. Чаще всего этим недугом страдают люди в возрасте от 22 до 55 лет. Преобладающий пол — женский. Ревматоидный артрит считается одной из основных причин ранней инвалидности. Для облегчения течения болезни в медицинской практике используются различные противовоспалительные препараты, однако они имеют довольно широкий спектр противопоказаний и побочных реакций.

Альтернативой могут стать биологические препараты, но для их создания важно отыскать богатое биологически активными соединениями и при этом доступное, эпидемиологически безопасное сырье. Ученые Северо-Кавказского федерального университета (СКФУ) такой источник нашли. Они предложили использовать эмбриональные и внеэмбриональные ткани птиц.

С помощью различных методов гидролиза исследователи получили нужный экстракт, содержащий биологически активные пептиды и аминокислоты. Оказалось, что он обладает выраженным противовоспалительным действием, а также высокими антиоксидантными и иммуномодулирующими свойствами.
Действенность этого средства уже «оценили» подопытные крысы. Субстанция уменьшала воспаление околосуставных тканей, ингибировала процесс разрушения костной ткани и снижала дегенерацию хряща. Исследование проводилось на протяжении года. В нем участвовали ученые из Германии и Индии.

«По своей эффективности наш экстракт оказался близок к известному и широко применяемому препарату «Диклофенак», — говорит ведущий научный сотрудник лаборатории экспериментальной иммуноморфологии, иммунопатологии и иммунобиотехнологии СКФУ Игорь Ржепаковский. — Но в отличие от него не вызывает побочных эффектов в случае превышения дозы. Очень важно, что это вещество не токсичное, оно может также с успехом использоваться в качестве мощного нутрицевтика, включаться в состав продуктов функционального и лечебного питания».

Поскольку у многих воспалительных процессов схожие механизмы протекания, ученые считают, что разработанная субстанция вполне может оказаться эффективной при лечении других заболеваний.

Пресс-служба СКФУ