Минобрнауки обнародовало рейтинг медийной активности университетов

В четвертый раз Минобрнауки обнародовало рейтинг медийной активности подведомственных ему университетов. Исследование, запущенное этим летом, ведется постоянно, его результаты публикуются ежемесячно. В ходе презентации очередного рейтинга на площадке МИА «Россия сегодня» представители министерства и вузов проанализировали динамику показателей участников ранжирования за четыре минувших месяца, поделились опытом повышения эффективности медиакоммуникаций и работы с аудиторией университетских сайтов.

Напомним, что составители оценивают медиаактивность вузов-участников (всего их 219) по трем критериям. Министерство следит за состоянием дел на официальном сайте (Index Site), сотрудничеством со СМИ (Index Mass Media) и работой в социальных сетях (Index Social). Учитываются число публикаций о вузе в изданиях федерального и регионального уровней, на министерских ресурсах, масштаб и активность аудитории, представленность в наиболее востребованных соцсетях («ВКонтакте», Instagram, Telegram, Facebook, YouTube и других).

«Рейтинг — одно из отражений образовательной, научной, социальной жизни российских университетов. Качество их контента дает представление о реальной политике руководства вузов, которую оно представляет в программах развития», — отметила в ходе пресс-конференции заместитель министра науки и высшего образования Елена Дружинина.

Результаты ранжирования показывают достижения университетов в развитии их медийной активности в целом, а также по отдельным критериям. В октябре лидером общего зачета впервые стал Российский экономический университет им. Г.В.Плеханова (Плехановский университет). Как рассказала руководитель пресс-службы вуза Юлия Антонцева, в последние месяцы здесь сконцентрировались на работе с соцсетями, изучили потребности внешней и внутренней аудиторий. Повышению интереса пользователей способствовали, в частности, введение трендовых видеоматериалов с участием студентов и сотрудников, публикация уникального контента в Telegram и другие новации. У вуза высокий уровень представленности в СМИ, там ежемесячно появляются более 400 комментариев его экспертов.

На втором месте — Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина (УрФУ). Здесь создан успешно действующий студенческий медиацентр, а учащиеся узнают университетские новости скорее на вузовских каналах в соцсетях, нежели из публикаций на сайте. Ведется большая работа по привлечению и информированию абитуриентов. Для них, по словам проректора по информационной политике вуза Алексея Фаюстова, даже документы о направлениях и программах подготовки, публикуемые на сайте в виде PDF-файлов, переводят в более удобные для чтения форматы и размещают на специальных страницах. В УрФУ намерены развивать новые направления медийной активности и планируют уже к концу 2021 года открыть школьный медиацентр, чтобы привлекать ребят, которым интересна эта сфера деятельности, а в перспективе создать свое студенческое телевидение и YouTube-канал.

Третье место в общем зачете занял Пермский государственный национальный исследовательский университет (ПГНИУ). Его пресс-служба в сентябре этого года продемонстрировала значимость грамотной работы таких структур в трагических обстоятельствах, а именно в момент совершения преступления «пермским стрелком» на территории вуза и в последующие дни. Как известно, учащиеся были оперативно оповещены о ситуации и действиях, необходимых для спасения своих жизней, через соцсеть. Начальник Управления общественных связей ПГНИУ Ксения Пунина рассказала также, что ее коллегам пришлось держать в курсе событий весь город, одновременно противодействуя фейковым вбросам и объединяя университетское сообщество. Не забыли и об иностранных студентах: их обеспечивали информацией через англоязычную страницу сайта.

«Мы готовы делиться с другими вузами опытом работы в экстренных ситуациях, они могут быть разными, и от них никто не застрахован», — заявила руководитель пресс-службы.

Далее на местах с четвертого по девятое расположились соответственно: НИУ Московский государственный технический университет им. Н.Э.Баумана (МГТУ), Российский университет дружбы народов, Национальный исследовательский Томский государственный университет (ТГУ), Казанский (Приволжский) федеральный университет, Московский физико-технический институт (государственный университет) (МФТИ) и Сибирский федеральный университет.

Отдельно Дружинина отметила успех Белгородского государственного национального исследовательского университета (БелГУ). Он впервые вошел в ТОП-10 (10-е место), поднявшись туда с 26-й позиции благодаря прорывным изменениям на своем официальном сайте.

Во главе списка, где вузы ранжированы по эффективности работы с социальными сетями, находятся УрФУ, РУДН и МГТУ. Наиболее результативными по индексу посещаемости сайта стали ТГУ, БелГУ и УрФУ, а по показателю эффективности работы со СМИ — Плехановский университет, ПГНИУ и МФТИ.

Согласно представленным на пресс-конференции результатам исследования, с августа в соцсетях появились 157 новых вузовских аккаунтов. Наибольший прирост наблюдается в TikTok (43) и «Одноклассниках» (36), а общее количество подписчиков во всех сетях в октябре составило более 5,5 миллиона. За четыре месяца их стало больше примерно на 450 тысяч, по большей части за счет прибавки в сети «ВКонтакте» (197 тысяч). Выросло и число просмотров в аккаунтах университетов — приблизительно на 20 миллионов. Здесь также лидирует «ВКонтакте», где этот показатель увеличился почти на 8,5 миллиона, немного отстает TikTok (более 8 миллионов). Три с лишним миллиона просмотров прибавил Telegram. Дружинина отметила при этом снижение интереса к вузовским ΥοuTube-каналам (более чем на 36%) и призвала пресс-службы обратить внимание на работу с визуальным контентом.

Повышение активности вузов в средствах массовой информации и социальных сетях сказалось на динамике запросов «наука и образование» в стране в целом. За исследуемый период в сетях их стало больше на 200 тысяч с лишним, а в СМИ с июля по октябрь число публикаций на эту тему выросло более чем на 127 тысяч.
Получить оценку своей работы в медиасреде хотят и отраслевые университеты. Исследование охватит их с января, и уже в феврале появятся рейтинги медийной активности вузов Минздрава, Минкультуры, Минпросвещения, Минспорта и Минсельхоза. Как пообещала замминистра, не останутся без внимания и университеты, находящиеся в ведении Правительства РФ.

Татьяна ВОЗОВИКОВА

Нет комментариев