Можно ли заболеть гриппом и коронавирусом одновременно? Ответ специалистов на этот и другие «горячие» вопросы

Осенью традиционно начинается эпидемический сезон — после летней передышки снова растет заболеваемость гриппом и другими ОРВИ. Можно ли заболеть одновременно гриппом и коронавирусом, как работает вакцина от гриппа и каким образом человечеству удается уже больше ста лет — после победы над печально известной «испанкой» — сдерживать эпидемии гриппа, рассказали директор НИИ гриппа имени А. А. Смородинцева Дмитрий Лиознов и заместитель директора, выпускница СПбГУ Дарья Даниленко.

СПбГУ совместно с НИИ гриппа имени А. А. Смородинцева и другими ведущими научными организациями проводит исследование по секвенированию геномов SARS-CoV-2.

Почему в России гриппом обычно болеют осенью и зимой?

Дмитрий Лиознов: В тропических странах, где нет сезонности, гриппом болеют круглый год. В странах, которые ближе к полюсам, болеют сезонами. В России осенью и зимой. В южном полушарии в апреле — августе. Это связано с рядом факторов, в том числе с сезонными климатическими изменениями. В России не только грипп, но и другие ОРВИ вызваны в том числе уменьшением количества солнечного света, влажности воздуха, погодными условиями. Всплеск заболеваемости респираторными инфекциями обычно приходится на осень. Это тоже понятно: в город возвращаются школьники, приезжают студенты из разных регионов, начинается обмен возбудителями. Часто в этот период в организованных коллективах, особенно детских, мы наблюдаем повышение заболеваемости.

Сколько человек в год обычно болеет гриппом?

Дмитрий Лиознов: По данным Всемирной организации здравоохранения, около миллиарда.

Дарья Даниленко: В России гриппом ежегодно болеет около 10 % населения. Вместе с тем сам вирус поражает большее число людей, просто не во всех случаях это вызывает именно заболевание. Хорошо известно, что есть люди, которые являются носителями вируса, способны его передавать другим, а сами при этом не болеют. Кроме того, вакцинированные люди очень часто переносят болезнь в легкой форме, не подозревая, что у них грипп.

Многие эксперты отмечали, что с приходом коронавируса количество случаев заболевания гриппом резко сократилось.

Дарья Даниленко: В последний эпидемический сезон активность вирусов гриппа была низкой, вероятно, самой низкой за всю историю наблюдений. Единичные случаи гриппа продолжали регистрировать в большинстве стран мира, в отдельных странах были и небольшие вспышки.

С чем это связано?

Дмитрий Лиознов: С одной стороны, несомненно, охват вакцинацией от гриппа был достаточно широкий. В России было привито около 70 % населения. Кроме того, люди соблюдали противоэпидемические мероприятия: дистанцирование, использование масок, дезинфекцию, мытье рук. Наверное, никогда в нашей стране руки не мыли так часто, как с начала эпидемии. Это отразилось и на снижении числа кишечных инфекций. К тому же сам возбудитель COVID-19, несомненно, повлиял на то, что именно эта инфекция доминировала при заражении.

Если коронавирус вытеснил грипп, стоит ли прививаться от гриппа в этом году?

Дмитрий Лиознов: Прошлый год был особенный, не думаю, что его особенности можно экстраполировать на этот год. Тогда было мало вакцинированных от коронавируса и немного тех, кто перенес заболевание. В этом году у нас достаточное число переболевших COVID, достаточно много привитых. И мы понимаем: если значение коронавируса как доминирующего возбудителя уменьшится, то грипп, несомненно, снова войдет в нашу жизнь.

Дарья Даниленко: Не стоит забывать, что у вирусов гриппа есть огромный природный резервуар — это водоплавающие птицы, а также ряд млекопитающих, прежде всего свиньи. Изменчивость вирусов гриппа в их природных резервуарах по-прежнему высокая, поэтому опасность формирования потенциально пандемических штаммов постоянно сохраняется.

Дмитрий Лиознов: Нам нужно не прогнозировать, что гриппа не будет. Нам надо исходить из того, что грипп может быть. И соответственно определять меры по подготовке к эпидемии гриппа.

То есть прививаться?

Дмитрий Лиознов: Именно так. Учитывая уже второй год сохраняющуюся неопределенность, мы должны готовиться к наихудшей ситуации. И поэтому мы говорим, что нужно предпринимать профилактические меры, включая вакцинопрофилактику.

Дарья Даниленко: Вакцины защищают от тяжелого течения инфекции, а также от осложнений после болезни и летальных исходов. Вакцинация формирует коллективный иммунитет, который косвенно оберегает тех, кому нельзя прививаться. Это значит, что чем больше в обществе иммунных к возбудителю людей, тем меньше вероятность активной циркуляции возбудителя, и соответственно снижается риск передачи и распространения инфекции.

Правда ли, что вакцина от гриппа каждый год обновляется? Почему?

Дарья Даниленко: Да, возбудитель постоянно меняется, следовательно, должен меняться и состав вакцин. Значит, если вы привились в прошлом году, то уже в этом году возбудитель изменился, вакцина имеет пониженную эффективность или не имеет ее вовсе. Кроме того, хорошо известно, что титр антител (их количество) в ответ на вакцинацию с течением времени снижается, и это также диктует необходимость повторной вакцинации. В этом году в составе вакцин заменены два компонента вирусов гриппа А, компоненты вируса гриппа В оставлены неизменными.

Объясните, пожалуйста, механизм действия вакцины.

Дарья Даниленко: Механизм в большинстве своем одинаковый: при введении в организм попадают фрагменты возбудителя (антигены), и наша иммунная система распознает их и вырабатывает к ним антитела, которые являются высокоспецифичными именно к тем фрагментам возбудителя, которые были в составе вакцины. Соответственно, если схожий возбудитель попадет в организм, иммунная система быстро его распознает и человек либо совсем не заболеет, либо перенесет болезнь в легкой форме.

Кому в первую очередь стоит прививаться?

Дмитрий Лиознов: В первую очередь нужно прививать детей, потому что у них грипп может протекать тяжелее всего. Рекомендуется начинать вакцинацию с шестимесячного возраста. Еще беременных, лиц старшего возраста. В «допандемические» времена ВОЗ рекомендовала вакцинировать лиц старше 65 лет, в России в национальном календаре указан возраст 60 лет, но сейчас на фоне пандемии COVID-19 ВОЗ временно рекомендует снизить этот порог до 55 лет. Кроме того, мы рекомендуем людям старшего возраста вакцинироваться и от пневмококковой инфекции — с учетом риска присоединения к гриппу пневмококка и тяжелых пневмоний. Следующая группа — люди с сопутствующими заболеваниями. Любая хроническая патология (заболевания сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, метаболические расстройства, иммунодефициты) может быть причиной более тяжелого течения. Особая группа — это медицинские работники. С одной стороны, они чаще контактируют с больными, с другой — будучи больными, они могут заражать других.

Какие существуют противопоказания для проведения вакцинации?

Дмитрий Лиознов: Вакцина от гриппа — это, наверное, самая массовая вакцина, которая применяется в мире. Только в России в последние годы прививают по 50–60–70 миллионов человек в год. Вакцины хорошо изучены, и мы видим, что они вызывают минимальное количество побочных эффектов, они показали свою безопасность.

Нельзя прививаться, если у человека есть симптомы любого острого инфекционного заболевания, нужно подождать две недели после выздоровления. И нельзя прививаться людям с аллергией на яичный белок.

Почему?

Дарья Даниленко: В процессе производства большинства вакцин от гриппа вирус выращивают в куриных эмбрионах — в оплодотворенном яйце, в котором развивается цыпленок.

Как идет «сборка» вакцины?

Дарья Даниленко: После того как вирус размножился, его собирают и инактивируют — то есть разрушают и очищают. Такая вакцина называется инактивированной. Готовые вакцины не содержат вируса гриппа, а только отдельные его белки (фрагменты). Существуют также живые вакцины от гриппа, которые содержат ослабленный возбудитель. Сегодня в нашей стране такие вакцины выпускаются, однако их количество очень мало.

Одна из самых известных эпидемий гриппа была сто лет назад. Тогда «испанкой» — испанским гриппом — заразилась почти треть планеты. При этом, насколько я понимаю, тогда циркулировал в основном подвид H1N1, который распространен и сегодня. Что помогает сейчас, спустя сто лет, сдерживать эпидемии гриппа?

Дарья Даниленко: Сегодня мы очень хорошо видим, что меры неспецифической профилактики — ношение масок, социальное дистанцирование, карантин — в условиях их четкого соблюдения дают хороший результат по сдерживанию распространения эпидемий респираторных вирусных инфекций. Наверняка очень многие видели фотографии тех лет, где люди и даже домашние животные сняты в ватно-марлевых повязках. Вместе с тем тяжесть той пандемии связана с целым рядом факторов: войной, отсутствием противовирусных препаратов, отсутствием антибиотиков для борьбы с вторичными бактериальными инфекциями, которые развивались на фоне ослабленного вирусом иммунитета, и, конечно, отсутствием гриппозных вакцин, которые появились только в конце 30-х годов.

Сегодня у нас есть и вакцины, и эффективные противовирусные препараты, поэтому эпидемии гриппа удается контролировать гораздо успешнее. Сейчас мы хорошо знаем, как сложно остановить эпидемию или пандемию нового возбудителя, в отношении которого нет ни вакцин, ни противовирусных препаратов.

Кстати, о новом возбудителе: можно ли заболеть одновременно ковидом и гриппом?

Дмитрий Лиознов: Случаев сочетанной инфекции не так уж и много. Но традиционно сочетанная инфекция протекает тяжелее. И это логично, потому что есть два возбудителя, два инфекционных процесса, один может утяжелять другой. Есть исследование британских ученых. Они выяснили, что у людей, у которых была сочетанная инфекция (COVID-19 и грипп), были наихудшие показатели и высокая летальность. Они погибали в 2,3 раза чаще, чем больные только с COVID. Учитывая это, важно сократить риски с помощью вакцинации.

Если человек пока не привился ни от коронавируса, ни от гриппа, какую прививку лучше делать в первую очередь?

Дмитрий Лиознов: Мы только вошли в эпидемический сезон гриппа, чаще всего грипп массово приходит в декабре. Поэтому тем, кто еще не привился от COVID-19, надо отдать предпочтение вакцине против коронавирусной инфекции, а чуть позже привиться от гриппа.

Нужно ли сделать перерыв между вакцинациями?

Дмитрий Лиознов: Да, согласно инструкциям, нужно месяц подождать. Но, вероятно, в ближайшее время будет рассмотрен вопрос, можно ли вводить одновременно обе вакцины. Скорее всего, он будет решен положительно, потому что теоретических противопоказаний к этому нет.

Пресс-служба СПбГУ

17.09.2021

 

 

Нет комментариев