Плодородная долина. Открылся первый на юге России Центр водородных технологий

В Концепции развития водородной энергетики РФ, принятой правительством страны летом прошлого года, обозначен ряд проблем. Среди наиболее значимых факторов, сдерживающих развитие отрасли, названо несовершенство технологий транспортировки и хранения водорода, улавливания, хранения, транспортировки и использования углекислого газа. Поставлена задача активизации научного поиска на этих направлениях.

В конце 2020 года российские образовательные и научные организации, занимающиеся разработками в области водородной энергетики, объединились в консорциум по развитию в РФ всей цепочки «водородных» технологий — от получения этого газа до его использования. Инициатором создания консорциума выступил Томский политехнический университет (ТПУ). Новое объединение получило название «Технологическая водородная долина». В его состав вошли: ТПУ, Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М.Бербекова (КБГУ), институт катализа Сибирского отделения РАН, институты проблем химической физики, нефтехимического синтеза РАН, Самарский и Сахалинский государственные университеты, а также крупные индустриальные компании.

Ученые КБГУ уже в течение нескольких лет системно ведут научные исследования в области создания новых топливных элементов; композитов, из которых можно изготавливать резервуары для хранения и транспортировки жидкого водорода; поглотителей водорода на основе природных материалов. Имеющиеся разработки в апреле 2021 года получили высокую оценку участников заседания Совета индустриальных партнеров «Технологической водородной долины». Как отметил тогда и. о. ректора КБГУ Юрий Альтудов, вхождение в состав консорциума дает вузу немало преимуществ. Прежде всего это возможность привлечь к реализации проектов университета индустриальных партнеров, а также развить имеющийся научный потенциал в области химии и физики. Кроме того, «Технологическая водородная долина» позволяет ученым интенсифицировать обмен опытом с коллегами, способствует поиску новых перспективных направлений исследований.

В рамках реализации программы «Приоритет-2030» в КБГУ создан первый на юге России Центр водородных технологий. В нем ученые целенаправленно займутся исследованиями, связанными с генерацией, транспортировкой, использованием, хранением водорода. В частности, уже есть первые обнадеживающие результаты в области криоадсорбционной аккумуляции водорода с использованием природных сорбентов. Разрабатываемый метод повысит безопасность хранения и транспортировки топлива, он исключает необходимость подогрева сорбционного материала. Все это увеличит экономическую эффективность процесса. Ученые надеются, что первые испытания криадсорбционного источника водорода с электропреобразующим элементом состоятся уже в наступившем 2022 году.

«Работы продолжатся совместно с партнерами из Института проблем химической физики РАН, — говорит руководитель Центра водородных технологий КБГУ, заведующий лабораторией физики кандидат физико-математических наук Рамазан Тегаев. — Начнем также выстраивать взаимодействие с индустриальными партнерами, примем участие в госпрограммах».

Деятельность центра направлена не только на развитие исследований и разработку технологий, но и подготовку кадров в области водородной энергетики.

Пресс-служба КБГУ