Тепло и чисто? Изменение климата в Арктике может улучшить атмосферу

Ученые Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) в составе международного научного коллектива обнародовали результаты масштабного исследования процессов, происходящих в водах Северного Ледовитого океана. Согласно полученным данным, сокращение площади многолетнего льда в Арктике может привести к росту микроскопических водорослей и более активному поглощению атмосферного углерода.

На протяжении почти 10 лет исследователи анализировали изменения количества биогенных веществ и перемешивания вод в морях Сибирского шельфа и изучали влияние этих процессов на изменение климата в регионе. Оказалось, что резкое сокращение площади летнего морского льда в Арктике, особенно в море Лаптевых, наблюдаемое в последние 14 лет, существенно повлияло на процессы перемешивания океанических слоев и жизнедеятельность микроскопических водорослей, что вызвало трансформацию всей экосистемы арктических морей.

Водоросли, растущие в освещенном солнцем поверхностном слое океана, — это начало пищевой цепочки, они формируют основу арктической экосистемы. До недавнего времени их рост кроме света ограничивался доступностью питательных веществ, которые в Северный Ледовитый океан поступают преимущественно с водами Атлантического и Тихого океанов. Причем эти обогащенные воды находятся значительно ниже освещенной солнцем зоны. Поэтому для поступления питательных веществ наверх требуется обязательное вертикальное перемешивание водных слоев. Теперь же, когда солнечного тепла и открытой воды в Арктике становится все больше, процессы перемешивания вод, по словам ученых, существенно усиливаются. При этом изменения, происходящие в области узкого континентального склона океанического дна, могут обеспечить такое же количество питательных веществ в поверхностной зоне, как и слабое перемешивание на гораздо большей площади в глубоком вод­ном бассейне.

Исследование показало, что на процессы вертикального перемешивания также существенно влияют морские штормы, течения, близость к области континентального склона и, как теперь становится ясно, увеличение солнечного нагрева на открытой морской акватории.

Окончательно понять динамику переноса питательных веществ в Арктике помогут дополнительные наблюдения и исследования, но уже сейчас идут процессы, при которых потоки биогенных веществ в сибирских шельфовых морях увеличиваются до концентраций, которые наблюдаются, например, в Баренцевом море. Это позволяет выдвинуть гипотезу о возможности серьезных изменений всей арктической экосистемы, ведь активизация жизнедеятельности микроскопических водорослей повлечет за собой и более активное поглощение органического углерода в этом регионе.

Медиагруппа ААНИИ