Лесные пожары могут нарушить сексуальную жизнь певчих птиц

30.06.2021

Тропические певчие птицы отряда воробьиных — красноспинные крапивники, или красноспинные расписные малюры (Malurus melanocephalus), живут в Австралии. С  наступлением сезона размножения самцы этих пернатых приобретают яркую контрастную окраску — красный «верх», черный «низ».

После лесных пожаров, разрушительно действующих на среду обитания многих животных и птиц, команда орнитологов под руководством Джордана Боэрсмы из Университета штата Вашингтон обнаружила: многие самцы красноспинных крапивников не могут после линьки восстановить свое декоративное оперение. Они, как и самки, остаются серыми, а значит — менее привлекательными для потенциальных партнерш. Исследователи проанализировали кровь пернатых — уровень тестостерона  был понижен, пишет Journal of Avian Biology. Были также измерены жировые запасы птиц и уровень гормона стресса кортикостерона — эти показатели оказались в норме.

«Самки предпочитают спариваться с более красивыми самцами, — говорит Боэрсма. — Тестостерон — это лишь один из механизмов, который они (самцы — ред). используют для украшения».

Чтобы подтвердить свои догадки, специалисты брали образцы крови малюров в разных местах Австралии в течение пяти лет, а потом сравнили их. Выяснилось, что у птиц, живших в местах, где нередки лесные пожары, в годы, когда они возникали, взрывного выброса тестостерона не происходило. Самцы оставались серыми и непривлекательными.

Ученые считают, что подавление тестостерона — эволюционная реакция у птиц, привыкших жить в условиях периодических лесных пожаров. В годы, когда гнезда могут быть разрушены и не будет возможности взрастить птенцов, самцы задерживают размножение.

Фото: Красноспинный крапивник (Malurus melanocephalus), самка. Юго-Восточный Квинсленд, Австралия.
Источник: https://phys.org/news/2021-06-wildfire-songbird-plumage-testosterone.html