Исследование: традиция хранить вещи в память о близких насчитывает не менее 2000 лет

22.06.2021

Новое исследование археологов Йоркского университета показало, что традиция хранить повседневные вещи умершего в качестве сувениров насчитывает не менее 2000 лет.

Люди раннего Железного века (IX-VII век до н.э.) хранили точильные камни, ложки, игрушки как эмоциональное напоминание об умершем, что, по мнению исследователей, напоминает современные практики сохранения памяти об ушедших близких.

Археологи исследовали древние жилища в шотландском городище Броксмут (640 г. до н. э.-210 г. н. э.) и нашли между стенами круглого дома некоторые предметы быта, такие как камни, используемые для измельчения зерна, и костяные ложки. Находки не имели материальной ценности и не использовались в быту, а, значит, по мнению ученых, имели только сентиментальное значение и были помещены в стены близкими, чтобы поддерживать связь с умершим человеком.

На фото: круглый дом Железного века в в Броксмуте (Северня Шотландия), в стены которого были вставлены «сувениры»: костяные ложки, кварцевые камни и фигурки для игр.

«Археологи, как правило, предостерегают от переноса современных эмоций в древние общества, — рассказывает автор исследования, доктор Линдси Бюстер, — но я предполагаю, что универсальность некоторых эмоций действительно позволяет экстраполировать современный опыт на прошлое, даже если детали могут отличаться».

Исследовательница считает, что переживание горя и утраты является одной из универсальных эмоций, даже если способы выражения горя отличаются от общества к обществу, от человека к человеку. По мнению доктора Бюстер, ее исследование поможет современным людям немного приблизиться к людям прошлого, чей опыт жизни и смерти в некотором смысле не так сильно отличался от нашего собственного.

Елена Касьянова