Древние орудия из слоновой кости, опередившие свое время на 100 тыс. лет, изучили археологи

Команда ученых, в которую входили археологи Италии, США, Швейцарии и Франции, провела масштабное исследование обнаруженных в Кастель-де-Гвидо (местечке недалеко от Рима) орудий из костей предков современных слонов — Palaeoloxodon antiquus. Инструментам, по оценке специалистов, — около 400 тыс. лет. В то время в Кастель-де-Гвидо располагался водоем, куда животные приходили на водопой и периодически погибали в топкой почве.

Исследователи выявили рекордное количество древних орудий из слоновой кости
Бивни слона и другие кости на стоянке Кастель-ди-Гвидо во время раскопок. Предоставлено: Villa et al. 2021, PLOS ONE

Прямо на этом «кладбище слонов» гоминиды, обитающие в тех местах, создали что-то типа «мастерской» по производству орудий труда. Инструменты древние люди изготавливали, используя стандартизированный подход.

«В Кастель-ди-Гвидо люди стандартным образом ломали длинные кости слонов и производили стандартные заготовки для изготовления костяных инструментов, — объясняет археолог Паола Вилья. — Подобные способности стали обычным явлением гораздо позже».

Исследователи выявили рекордное количество древних орудий из слоновой кости
Серия острых инструментов из слоновой кости от Castel di Guido. Предоставлено: Villa et al. 2021, PLOS ONE

Археологи идентифицировали 98 костяных орудий из Кастель-де-Гвидо, раскопанные с 1979 по 1991 годы. Среди орудий труда были «ножи» для резки мяса — с заостренным концом; клинья, которые могли использовать для рассечения слоновьих бедер и других длинных костей. Но внимание исследователей привлек инструмент, отличающийся от других — он был вырезан из кости не слона, а, скорее всего, бизона. Длинное и отполированное с одной стороны, орудие похоже на то, что археологи называют «лиссуар» — гладкое приспособление для выделки шкур. В русском варианте оно называлось «гладило» или «лощило». Самое любопытное в том, что подобные инструменты люди научились делать лишь 300 тыс. лет назад — намного позднее. А в описываемые период для этих целей использовались подходящие осколки костей, пишет Рhys.Оrg.

Исследователи выявили рекордное количество древних орудий из слоновой кости
Лиссоар, или более гладкий инструмент, сделанный из кости дикого рогатого скота. Предоставлено: Villa et al. 2021, PLOS ONE

Исследователи считают, что жители Кастель-де-Гвидо были неандертальцами — именно 400 000 лет назад Homo neanderthalensis  начали появляться в Европе. Вилла, однако. не считает, что жители Кастель-ди-Гвидо были умнее своих собратьев из других частей Европы. Они использовали то, что у них было — в этой части Италии было немного кремня, из которого чаще всего люди того времени делали крупные каменные орудия.

Результаты исследование опубликованы в журнале PLOS ONE.

01.09.2021