Исследователи создают новые магнитные материалы. Прорыв в технологии хранения данных на основе редкоземельных элементов.

Ученые из Федерального исследовательского центра проблем химической физики и медицинской химии РАН совместно с международными коллегами разработали новое магнитно-активное соединение на основе редкоземельного металла диспрозия. Это открытие представляет собой значительный шаг в разработке новых технологий для устройств хранения и передачи данных.

Исследователи впервые синтезировали соединение на основе аналога порфирина и диспрозия, элемента, используемого в создании жестких дисков и флеш-накопителей. Это соединение обладает способностью намагничиваться в широком диапазоне температур, что делает его идеальным для использования в миниатюрных устройствах записи и хранения информации, а также в молекулярных датчиках и сенсорах.

Один из этапов пробоподготовки

Новое соединение, включающее кольца гемигексафиразина и ион диспрозия, демонстрирует уникальные магнитные свойства, которые можно изменять, регулируя температуру. Эти свойства были подробно исследованы в рамках проекта, поддержанного грантом Российского научного фонда.

«Мы использовали диспрозий, способный создавать магнитное поле при температурах от 27°С до 1627°С. Это позволяет намагничивать ионы диспрозия в молекуле, что обеспечивает сохранение данных даже после отключения внешнего магнитного поля»

— Максим Фараонов, ведущий научный сотрудник.

Кристаллическая структура комплекса аналога порфирина с диспрозием

Это открытие не только подтверждает возможность использования молекулярных магнитов в электронике, но и открывает новые возможности для разработки магнитных материалов, которые могут революционизировать современные технологии хранения данных. Ученые планируют продолжить исследования с использованием других металлов, что может привести к созданию еще более эффективных и адаптируемых магнитных материалов в будущем.

Первые результаты исследования были представлены в журнале CCS Chemistry, отражая значительный интерес к развитию этой новой области в химии и материаловедении.