Ученые проанализировали уровень технологической готовности россиян

Разные психологические диспозиции, измеряемые с помощью индексов технологической готовности, могут облегчать людям взаимодействие с технологиями или, наоборот, осложнять его и снижать уровень социальной поддержки внедрения инноваций. Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ проанализировал, какие факторы влияют на адаптацию россиян к технологизации повседневности.

Информационную базу анализа составили результаты репрезентативного опроса населения России (N=10021, от 14 лет; время проведения: 4 августа – 7 сентября 2022 г.), организованного ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в рамках проекта «Мониторинг цифровой трансформации общества».

Главные выводы:

  • Общая оценка технологической готовности опрошенных россиян находится практически на среднем уровне (2,9 из 5). Группа с низкими значениями несколько преобладает над группой с умеренными и высокими значениями показателя (48 против 41%).
  • По мнению большинства респондентов, технологии вносят существенный вклад в повышение качества жизни (71%) и позволяют лучше контролировать повседневную жизнь (67%). При этом опрошенные демонстрируют умеренное недоверие техноокружению (3,6 из 5), связанное не столько с чувством опасности использования новых решений, сколько со страхом утраты контроля, который является реакцией на возросшую роль технологий в жизни человека. Около двух третей (64%) респондентов отмечают чрезмерную зависимость людей от технологий, и половина (52%) — отрицательное их влияние на социальное взаимодействие и живое общение.
  • Инновационность, характеризующая интерес к новым технологиям и склонность к их раннему освоению, согласно теории диффузии инноваций, не является массовой чертой. Среди опрошенных среднее значение этого показателя является низким (2,2 из 5). Доля респондентов, которые следят за разработками в интересующих их сферах, составляет 25%. Склонность к раннему освоению новых технологий еще ниже (15%).
  • При этом основная масса населения чувствует себя достаточно комфортно в техноокружении. Значение субиндекса дискомфорта и неуверенности в себе при использовании технологий является низким (2,7 из 5). Соответственно, этот фактор не оказывает значительного влияния на снижение готовности к применению инновационных решений. Например, лишь около трети (29%) испытывают сложности с пониманием языка консультантов службы техподдержки и инструкций к устройствам. Столько же (28%) жалуются, что новые технологии не рассчитаны на использование обычными людьми.
  • Более высокий уровень готовности к использованию новых технологий (3,1—3,3) демонстрируют несколько социально-демографических групп: молодежь 14–29 лет, респонденты из материально благополучных домохозяйств с доходом на уровне верхнего квартиля и люди с высшим образованием, высококвалифицированные работники, жители Москвы и Санкт-Петербурга, пользователи интернета с уровнем цифровых навыков выше базового, блогеры. Их представители могут стать проводниками диффузии инноваций среди остальных слоев населения.
  • Самый низкий уровень технологической готовности (2,5—2,6) наблюдается среди опрошенных, которые не пользуются интернетом, лиц в возрасте 60 лет и старше, респондентов из наименее материально обеспеченных домохозяйств с доходом на уровне первого квартиля.
  • Углубленный анализ свидетельствует о различиях в закономерностях, оказывающих влияние на вовлеченность населения в цифровую среду и развитие соответствующих навыков. Хотя фактором, препятствующим использованию интернета, является недоверие техноокружению, именно дискомфорт сдерживает развитие цифровых навыков населения. Мотивирующими факторами в обоих случаях являются оптимизм и инновационность, влияние которых не зависит друг от друга. Например, понимание выгод от использования технологий стимулирует к развитию цифровых навыков даже людей, которые демонстрируют очень низкие показатели инновационности. Следовательно, развитие навыков у большей части населения происходит скорее под влиянием прагматической мотивации. В свою очередь это означает, что формированию некоторых значимых навыков (например, цифровой безопасности) может препятствовать не только дискомфорт и неуверенность в своих силах их освоить, но и отсутствие понимания их необходимости в повседневной жизни. В то же время у части населения, не интегрированного в цифровую среду, формирование (например, через СМИ) таких потребностей может дополнительно усиливать недоверие к технологиям.

Подробности — по ссылке 

Изображение: ВШЭ

Нет комментариев