Компьютерная игра научит пользователей противостоять кибер- и телефонным мошенникам

Ученые Санкт-Петербургского Федерального исследовательского центра Российской академии наук (СПб ФИЦ РАН) разработали прототип компьютерной игры, в которой пользователю предлагается выступить в роли злоумышленника и при помощи распространенных приемов, используемых реальными кибермошенниками, похитить ценные сведения из офиса компании. Цель игры —- повысить уровень личной и корпоративной грамотности сотрудников компаний при обращении с закрытой информацией, а также научить пользователей противостоять различным видам социоинженерных атак.

Социоинженерные атаки являются одним из видов информационных атак. И если привычные атаки хакеров представляют собой проникновение в информационную систему через использование программно-технических уязвимостей системы, то социоинженерные атаки выполняются через какое-либо взаимодействие хакера с пользователем, чтобы получить доступ к информационной системе своей жертвы или к хранящейся в такой системе информации. Видов социоинженерных атак существует большое количество от проникновения злоумышленников в офис с целью похитить важные документы компании, и украсть пароли от рабочих компьютеров, выведать полезные для атаки сведения, до телефонных мошенников, которые пытаются ввести человека на другом конце провода в заблуждение и завладеть данными его кредитных карт. На сегодняшний день в результате социоинженерных атак происходит большое количество преступлений, часто они происходят из-за того, что люди их не замечают или не придают значения признакам того, что преступление уже совершается.

«Сегодня во многих крупных компаниях, например, банках проходят тренинги по защите пользователей от социоинженерных атак. Однако часто они идут в формате видео или устных лекций, где рассказывают о методах защиты. Эти мероприятия не всегда интересны, и после них сотрудники проходят тесты, которые можно списать, не вникая в суть проблемы. Поэтому у нас возникла идея создать компьютерную игру, в которой сотрудники компаний или отдельные пользователи смогут занять место преступника и самостоятельно провести атаку на офис компании. Т.е. игра может являться своего рода тренажером для формирования правильного осознанного поведения сотрудника, нужные паттерны, которые не удается выработать при помощи инструктажей и обучающих лекций», —- рассказывает руководитель лаборатории теоретических и междисциплинарных проблем информатики (ТиМПИ) Санкт-Петербургского института информатики и автоматизации РАН (входит в СПб ФИЦ РАН) Максим Абрамов.

Интерфейс игры выполнен от первого лица. По сюжету пользователь попадает в офис компании, где ему предлагается выполнить ряд квестов, чтобы получить корпоративную информацию. Например, можно подслушать разговор коллег или проникнуть в офис начальника и попытаться найти пароли от рабочего компьютера, связаться с каким-нибудь сотрудником, прикинувшись техподдержкой и проч. В случае успешного выполнения заданий игрок будет получать виртуальные деньги, с помощью которых может покупать полезные бонусы: например, включить в здании пожарную тревогу, чтобы вынудить сотрудников покинуть офис.

«У нас есть планы —- строить оценки защищенности пользователей от социоинженерных атак на основе результатов прохождения игры, чтобы у каждого был свой личный профиль, учитывающий в том числе индивидуальные психологические характеристики. Мы надеемся, что посредством игры сможем ознакомить людей с различными видами социоинженерных атак, чтобы они как бы со стороны посмотрели на то, какие уязвимости они создают своим поведением и, может быть, этого даже не замечают», —- отмечает главный научный сотрудник лаборатории ТиМПИ Александр Тулупьев.

Идея создания такой игры была вызвана возрастающим интересом крупных компаний и государственных ведомств к защите своих данных от социоинженерных атак, поэтому ученые СПб ФИЦ РАН готовы предложить свой продукт индустрии и адаптировать его под специфику каждой конкретной компании. Сейчас разработчики сосредоточены на совершенствовании интерфейса, а также внесении новых сценариев социоинженерных атак не только на крупные организации, но и на отдельных граждан.

Пресс-служба СПб ФИЦ РАН

Нет комментариев