Россияне готовы потратить на онлайн-курсы в среднем 46 тысяч рублей в 2024 году

По данным исследования компании Нетология, 59% опрошенных россиян,
которые заявили о планах учиться на онлайн-курсах в следующем году, будут готовы
заплатить за них не более 30 тыс. рублей. Лишь 7% рассказали о готовности вложить
в онлайн-образование более 100 тыс. рублей. В среднем же затраты на обучение в
течение года составят 46 тысяч рублей.

Больше половины (61%) опрошенных респондентов готовы ходить на платные курсы,
36% хотели бы посещать бесплатные, а 3% не определились. Также 48% опрошенных
рассказали, что в случае, если будут посещать именно платные курсы, то деньги на
них будут выделять только из своего кармана. Еще 18% респондентов заявили, что
возьмут кредит или рассрочку, 16% планируют учиться за счет работодателя.

При этом среди респондентов, которые уже отучились онлайн за последние 12
месяцев, на 10% была больше доля тех, кто не готов платить за курсы более 30 тыс.
рублей (69%). Доля студентов, учившихся бесплатно за последний год составляет
26%, а самостоятельно оплачивали курсы 41% респондентов.

Обновленный портрет “типичного” студента

Среди опрошенных наибольшие доли по возрастным категориям пришлись на людей
25-34 года (26%) и 35-44 года (27%). Кроме того, женщины за последний год учились
чаще мужчин – 56% против 46%.

Большинство из опрошенных студентов онлайн-курсов работают в найме (61%), и по
уровню занимаемой должности 40% респондентов являются специалистами. За ними
следуют руководители среднего звена (18%), владельцы бизнеса и топ-менеджеры
(15%), служащие (14%) и рабочие (13%).

При этом чаще получали онлайн-образование люди, которые определяют свои доходы
как “ниже среднего” (43%). В то же время опрошенных с высоким достатком курсы
интересовали в наименьшей степени – таковых было 17%. Доля людей со средними
доходами, учившихся на онлайн-курсах за последний год, составила 38%.

Ключевой мотивацией в обучении респонденты назвали стремление стать лучшим
специалистом за счет получения новых знаний и навыков. О такой мотивации
рассказали 33% опрошенных. На втором месте (16%) – желание освоить новую
профессию несмотря на наличие постоянной занятости, которую респонденты не
стремятся менять. 15% опрошенных учились или планируют учиться онлайн в
качестве хобби и лишь 14% делают это из-за желания сменить профессию.

Таким образом, усредненный образ “типичного” студента онлайн-курсов в 2023 году,:
работающая в найме женщина 25-44 лет, имеющая семью и детей, высшее
образование, средний или ниже среднего достаток. Онлайн-обучение для неё стало
ключом для получения статуса продвинутого специалиста на рынке труда.

Как и где учились

Из 2000 респондентов 57% планируют учиться в онлайн формате в ближайшем году.
29% собираются учиться только в онлайне, 28% хотят комбинировать онлайн и
оффлайн. При этом 8% респондентов рассказали, что хотят проходить обучение
только оффлайн, так как не доверяют учебе в интернет или имеют негативный опыт
(43%), не имеют средств на обучение (35%) или не видели нужной программы в
онлайне (также 35%).

Среди наиболее интересных для изучения на онлайн-курсах направлений будущие
студенты выделили иностранные языки (19%), хобби, творчество и саморазвитие
(17%), программирование (16%), красоту, спорт и здоровье (14%), финансы,
бухгалтерию, право, дизайн и творческие профессии (по 11%).

Что касается выбора места получения образования в интернете, респонденты, которые прошли
онлайн-обучение за последние 12 месяцев или продолжают учебу, чаще всего прибегали к услугам
специализированных онлайн-школ (23%), онлайн-платформ (23%), ходили на
авторские курсы и вебинары (20%), а также в многопрофильные онлайн-школы (19%)
и использовали открытые источники (19%). В качестве альтернативы онлайн-
образованию большинство студентов (54%) видели самообразование, 28% –
получение знаний на основе собственного опыта и 27% – обучение в традиционной
форме.

При этом исследователи отметили тенденцию: чем выше уровень материального
состояния студента онлайн-курсов, тем большее число онлайн-программ он или она
проходили в течение года., 39% опрошенных с достатком выше среднего за год
проходили две онлайн-программы обучения, 36% — одну программу. Тогда как среди
людей с достатком ниже среднего одну программу за год прошли 60% опрошенных.

74% респондентов завершили обучение полностью, еще 13% бросили учебу, а 13%
продолжают учиться до сих пор. Из тех, кто завершил обучение, лишь 20% отметили,
что не достигли целей, которые ставили перед собой перед приходом на онлайн-курс,
тогда как 54% достигли полностью.

Об исследовании
Исследование проводилось в течение июля-августа 2023 года в формате опроса,
проведенного с помощью онлайн-панели исследовательского агентства Tiburon
Research. Всего было опрошено 2000 человек: жители РФ в возрасте от 18 до 64 лет,
проживающие в городах с населением от 100 тыс. человек. Среди них были
представители диджитал- и IT-профессий (по направлениям программирование,
аналитика и Data Science, интернет-маркетинг, дизайн и UX, связь, телеком) — всего
26% от общего числа респондентов. Остальные участники опроса отметили иные
(«недиджитальные») сферы экономической деятельности. Для отслеживания
динамики изменений использовались данные исследования за 2021 год, проведенного
исследовательским агентством О+К Research с использованием онлайн-панели
Tiburon Research.

 

Photo by Maya Maceka on Unsplash

Нет комментариев