Зафиксированы рекордно мощные гамма-всплески из глубин Вселенной

21.11.2019

Сразу два мощнейших потока гамма-излучения пришли с окраин Вселенной. Их зафиксировали две группы астрофизиков. По мнению ученых, гамма-всплески возникают в момент гибели крупных звезд. В последние мгновения жизни светило за несколько секунд выбрасывает столько энергии, сколько Солнце выделяет за все время своего существования. Сила притяжения порождаемой умирающим светилом черной дыры может быть настолько велика, что останки не разлетаются вокруг, а объединяются в «бублик». Одна его часть поглощается черной дырой, а вторая разгоняется почти до скорости света и выбрасывается в виде узких пучков материи.

Выбросы получили обозначения GRB 180720B и GRB 190114C — по дате их фиксации.  Первый был зафиксирован 20 июля 2018 года телескопом H.E.S.S. в Намибии. А 14 января 2019 года второй обнаружил телескоп MAGIC на острове Пальма Канарского архипелага. Ученые рассчитали, что источник первого выброса удален от Земли на 6 млрд световых лет, второго — на 4,5 млрд, а это значит, что путь его света до нас занял около трети возраста Вселенной.

«Эти события начинаются с коротких (обычно десятки секунд) ярких вспышек, а за ними следует гораздо более длительный период «послесвечения», в котором испускается энергия в диапазоне от радиоволн до гигаэлектронвольтных гамма-лучей», – пишут исследователи в журнале Nature.

Мощность выплесков настолько велика, что ее сумели зафиксировать наземные телескопы, хотя обычно это удается только орбитальным обсерваториям, так как земная атмосфера поглощает практически все следы гамма-излучения до того, как оно успеет «долететь» до  телескопов. Для сравнения: энергия видимого света располагается в диапазоне от 1 до 3 электронвольт, а мощность гамма-лучей, зарегистрированных учеными, достигала 200-1000 млрд электронвольт. Полученная информация бесценна для астрофизиков, она может лечь в основу новых представлений о гигантских взрывах.

Фото: DESY, Science Communication Lab. Видео: YouTube