Вулканическая «дьявольская комета», несущаяся к Земле, отрастила рога после нового извержения

Вулканическая «дьявольская комета», несущаяся к Земле, на Хэллоуин вновь начала извергаться, в результате чего у нее выросли характерные «рога». Последняя вспышка, вторая за месяц и третья с июля, стала напоминанием о том, что комета становится все более вулканически активной по мере того, как она продолжает свой путь к центру Солнечной системы.

Комета, получившая название 12P/Pons-Brooks (12P), является криовулканической, или кометой холодных вулканов. Как и другие кометы, 12P имеет твердое ядро — твердую ледяную оболочку, заполненную льдом, газом и пылью, — которое окружено размытым облаком, или комой, состоящей из материалов, вытекающих из недр кометы.

Характерные рога кометы «Дьявол» были впервые замечены после сильного извержения 20 июля.

Но в отличие от невулканических комет, излучение Солнца может перегревать внутренности 12P, в результате чего давление возрастает до такой степени, что раскалывает оболочку ядра изнутри и выплескивает его ледяные внутренности в космос. В результате этих извержений кома кометы расширяется и становится ярче, отражая больше солнечного света в сторону Земли.

Когда комета извергается, ее кома образует знаковые дьявольские «рога». Это происходит потому, что крупное ядро 12P, имеющее в поперечнике около 17 км, имеет на своей поверхности необычную «выемку», которая блокирует отток криомагмы в космос и приводит к росту ее расширенной комы неправильной формы.

20 июля астрономы впервые за 69 лет заметили, что 12P «взорвалась», когда ее кома неправильной формы стала более чем в 7000 раз шире ядра. Затем, 5 октября, специалисты наблюдали, как комета снова взорвалась с еще большей силой.

Рога кометы появились 5 ноября, примерно через пять дней после ее недавнего извержения.

А на прошлой неделе, 31 октября, астроном-любитель Элиот Герман заметил еще одну вспышку, когда 12P стала почти в 100 раз ярче, чем обычно, сообщает Spaceweather.com.

На Хэллоуин «Дьявол» снова разразился сильной вспышкой, которая продолжалась и на следующий день, — рассказал Герман. Последующие наблюдения показали, что его кома значительно расширилась и вновь появились рога, хотя они и не были столь отчетливыми, как во время предыдущих извержений, добавил он.

Приближение к Земле

12P имеет эллиптическую орбиту, что означает, что она притягивается к Солнцу, после чего ее отбрасывает во внешнюю Солнечную систему, где она медленно дрейфует, а затем падает обратно во внутреннюю Солнечную систему. Эта траектория очень похожа на орбиту зеленой кометы Нисимуры, которая в сентябре совершила аналогичный маневр вокруг Солнца.

На полный оборот вокруг Солнца у 12P уходит около 71 года, большая часть которых проходит во внешней Солнечной системе. В результате астрономы могут отчетливо наблюдать комету только в момент ее ближайшего сближения с Солнцем, которое происходит в настоящее время.

12P имеет эллиптическую орбиту, по которой комета будет двигаться вокруг Солнца в следующем году.

Ближайшей точки, перигелия, 12P достигнет 24 апреля 2024 года, когда ее минимальное расстояние до Солнца составит 116,7 млн. км, что ближе к Солнцу, чем Земля, но дальше, чем Венера, сообщает TheSkyLive.com.

После пролета вокруг Солнца комета достигнет ближайшей к Земле точки 2 июня следующего года, когда она пройдет мимо нее на расстоянии 231,9 млн км, что примерно в 1,5 раза дальше от Земли, чем Солнце, и вернется в тень внешней части Солнечной системы. По данным TheSkyLive.com, он останется там до 2094 года.

Кометы кажутся ярче на ночном небе, когда они приближаются к Солнцу, поскольку их кома отражает больше солнечного света. Это означает, что существует большая вероятность того, что комета будет видна невооруженным глазом в конце мая — начале июня, когда она будет пролетать мимо Земли.

По мере приближения к Солнцу 12P может также регулярно демонстрировать свои дьявольские рога, поскольку впитывает больше солнечной радиации, которая кипятит его ледяные внутренности и делает извержения более вероятными.