Время разведки. Аппарат Perseverance начал искать жизнь на Марсе

Спустя полтора года после высадки в марсианском кратере Езеро ровер NASA Perseverance приступил к прицельным поискам древней жизни на Красной планете. В конце мая аппарат выскоблил на поверхности Марса «пятачок» диаметром 5 сантиметров. Этот участок находится в дельте реки, сформировавшейся миллиарды лет назад, когда давно исчезнувшая река наносила осадочные слои. И это главная причина, по которой NASA отправило марсоход именно туда. На Земле в таких речных слоях, как правило, сосуществуют разные живые формы.

На изображениях обнажившегося участка дна древней дельты видны небольшие частицы осадочного происхождения, гранулы, которые, как ожидают ученые, могут нести химические или другие следы жизни. Марсоход проведет ближайшие несколько месяцев изу­чая дельту в кратере Езеро, чтобы ученые, контролирующие миссию, смогли выбрать место для бурения и извлечения образцов породы. NASA совместно с Европейским космическим агентством планируют впервые в истории доставить марсианские образцы на Землю. Но это может осуществиться не раньше 2033 года.

Perseverance опустился на поверхность Марса в нескольких километрах от края дельты в феврале 2021 года. Первые месяцы аппарат исследовал дно кратера, которое неожиданно оказалось представленным породами вулканического происхождения. Это было везением для ученых, потому что возраст таких пород можно определить по степени радиоактивного распада входящих в них химических элементов. Но главной задачей марсохода на тот момент было достижение дельты с гранулами осадочных пород. В апреле Perseverance с ней справился и вскоре обнаружил серые тонкослоистые сланцы, илистые породы, которые могут образоваться из отложений, наносимых медленной рекой или озером, фактически это отвердевший ил. Но марсоход также столкнулся с крупными частицами песчаника, которые формируются в бурных реках.

По словам Кэти Стак Морган, одного из научных руководителей проекта Perseverance из Лаборатории реактивного движения NASA в Пасадене, эти породы — отличные объекты для изучения разно­образия марсианской окружающей среды, где могла развиваться жизнь. Из этого района, который называется Очарованное озеро, марсоход был отправлен в ущелье Хоксбилл, где он сейчас и находится. Здесь Perseverance будет проводить разведку местности на предмет предстоящего бурения. Для сбора образцов марсианского грунта на борту марсохода находится 43 пробирки. NASA и Европейское космическое агентство планируют получить на Земле не меньше 30 заполненных пробирок.