Вперед, к Аполлону! Китай успешно запустил космическую миссию для сбора образцов грунта с обратной стороны Луны

С подробностями — SpaceNews.com; Nature News; The New York Times.
Тяжелая 57-метровая китайская ракета космического назначения «Чанчжэн-5» (Long March-5) с комплексом «Чанъэ-6», который весит 8200 кг, стартовала с космодрома Вэньчан 3 мая.
Миссия по забору и доставке на Землю лунных образцов рассчитана на 53 дня. В случае успеха человечество обогатится новыми знаниями о Земле, Луне и ранней истории Солнечной системы. «Чанъэ-6» состоит из четырех космических аппаратов, каждому из которых отведена своя роль. Орбитальный аппарат выведет миссию на лунную орбиту, после чего отделившийся посадочный модуль направится к обратной, или темной, стороне Луны, чтобы сесть на лунную поверхность в кратере Аполлон.
Коммуникацию посадочного аппарата с Землей будет обеспечивать запущенный на лунную орбиту еще в марте специальный спутник-ретранслятор «Цюэцяо-2».
Посадочный модуль должен собрать около 2000 граммов образцов лунного грунта. Для решения этой задачи он снабжен буром, способным погрузиться на двухметровую глубину, и ковшом. Добыча будет доставлена на взлетный модуль, который отправится обратно на лунную орбиту для стыковки с орбитальным аппаратом.
После этого образцы будут перенесены в капсулу, которая на возвращаемом орбитальном модуле полетит к Земле. Капсула будет сброшена при непосредственном приближении к планете и пройдет через ее атмосферу первой.
Приземление образцов ожидается во Внутренней Монголии.
Миссия «Чанъэ-6» — это перепрофилированный дублер миссии по возвращению лунных образцов «Чанъэ-5» 2020 года, которая успешно собрала материал с видимой стороны Луны.
В то же время новая миссия представляет собой усложненную миссию «Чанъэ-4», которая в 2019 году высадила посадочный модуль и ровер на обратной стороне Луны.
«Чанъэ-4» активна до сих пор. Место планируемой посадки «Чанъэ-6» кратер Аполлон находится в бассейне Южный полюс — Эйткен и выбрано не случайно. Это не только самый большой ударный кратер на Луне и в Солнечной системе, но и самый старый, а потому образцы, собранные здесь, смогут предоставить сведения о ранних временах нашей планетной системы.
Новая китайская миссия несет научное оборудование из Франции, Швеции, Италии и небольшой, 7-килограммовый, пакистанский спутник.
Франция предоставила прибор для обнаружения радона, выделяющегося из лунной коры, Швеция — датчик отрицательных ионов, Италия — лазерный ретрорефлектор.
«Чанъэ-6» — часть лунной программы Китая, в рамках которой на Южный полюс Луны будут отправлены еще две миссии: «Чанъэ-7» в 2026 году и «Чанъэ-8» примерно в 2028-м. К 2030-му страна намерена запустить свою первую пилотируемую лунную миссию.